Акт обследования несовершеннолетнего

Содержание

Методические рекомендации

Акт обследования несовершеннолетнего

Методические рекомендации социальному педагогу по оформлению акта обследования условий жизни несовершеннолетнего

Форма «Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего» (далее – Акт) помогает социальному педагогу установить наличие угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, сделать вывод и спланировать меры обеспечения безопасности несовершеннолетнего.

В Акте отражается важная информация о ребенке, родителях, жилищно-бытовых условиях (далее – ЖБУ), наличии факторов, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетнего, ситуации в семье и мотивации родителей.

Анализ имеющейся информации дает возможность сделать вывод о наличии угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и принять решение о применении статьи 77 Семейного кодекса РФ об отобрании несовершеннолетнего.

Если такой угрозы нет, то на основе имеющейся информации составляется план работы по преодолению основной проблемы, с указанием органов/учреждений/лиц, вовлеченных в работу с ребенком и семьей, т.е. план индивидуальной профилактической работы.

Акт ориентирован на конкретного несовершеннолетнего и должен заполняться на каждого несовершеннолетнего в семье.

Рекомендуется оформлять Акт при знакомстве с семьей после получения сигнала о нахождении несовершеннолетнего в социально опасном положении и о вероятной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетнего.

В этом случае специалист органов опеки и попечительства совместно с другими специалистами (инспектор ОДН, социальный педагог, классный руководитель и др.) выходят в адрес нахождения несовершеннолетнего для обследования случая и установления/выявления факта угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего.

Целью оформления Акта в данном случае является принятие мотивированного решения относительно отобрания несовершеннолетнего в связи с угрозой жизни и здоровью несовершеннолетнего.

Важно отметить, что Акт может оформляться не только при первичном выходе в семью, но и в любой другой момент. В практике распространены ситуации, когда при первичном контакте угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего не выявляется либо по причине ее отсутствия, либо потому, что требуется время для выявления некоторых фактов.

Однако наличие угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего становится очевидным через какое-то время работы с семьей, и, следовательно, Акт может быть оформлен именно в этот момент, опять же с целью принятия мотивированного решения относительно отобрания несовершеннолетнего в связи с угрозой жизни и здоровью несовершеннолетнего.

Акт может оформляться также при первичном выходе в семью специалистом по социальной работе, когда этот выход не сопряжен с сигналом об угрозе жизни и здоровью несовершеннолетнего, а является первичным этапом работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации. В этом случае основной целью оформления Акта является проведение первичной оценки условий жизни несовершеннолетнего с целью исключения угрозы его жизни и здоровью.

  • зафиксировать основную (первичную) информацию о ребенке и его семье на момент получения сигнала/обращения/направления;
  • зафиксировать информацию по результатам обследования по месту нахождения несовершеннолетнего (визита в семью), в том числе при установлении угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего указать, в чем конкретно она заключается;
  • сформулировать обоснованное (мотивированное) решение в интересах несовершеннолетнего.

Заполнение Акта специалистом начинается во время получения сигнала с последующим оформлением во время посещения несовершеннолетнего по месту его нахождения, в сроки, определяемые законодательством.

Оформляются не менее двух специалистов, один из которых является социальным педагогом, посещающим место нахождения несовершеннолетнего. Для повышения объективности оценки предпочтительно присутствие других специалистов.

Акт содержит следующую информацию:

  1. Дата и время проведения обследования – день, месяц, год, точное время.

  2. Сведения о специалистах, проводящих обследование

ФИО, название органа/учреждения и должность специалиста.

ФИО несовершеннолетнего, дата рождения, количество полных лет и пол.

Адрес фактического проживания/нахождения (адрес, по которому совершается выход специалистов для обследования).

Адрес регистрации (адрес, где зарегистрирован ребенок; если регистрация не оформлена, указать: «Не оформлена»),

Информация о матери и отце: ФИО, дата и место рождения, адрес фактического проживания, место работы, имели ли место ранее случаи неисполнения родителями родительских обязанностей.

Если есть информация о том, что такие случаи были, укажите более подробные сведения: когда, какие меры в связи с этим были приняты (возбуждение уголовного дела, возбуждение дела об административном правонарушении, инициирование исков о лишении, ограничении в родительских правах) в отношении данного несовершеннолетнего или других детей.

Если отец несовершеннолетнего неизвестен или отцовство не установлено, укажите этот факт.

  1. Сведения о других родственниках

Перечислите, пожалуйста, всех близких родственников (сестры, братья, тети, дяди, бабушки, дедушки), проживающих или не проживающих совместно с ребенком по месту его пребывания. Для детей укажите год рождения или возраст. Также укажите адрес нахождения и контактные телефоны родственников, если они имеются, поддерживают ли они отношения с ребенком и семьей и какие.

Укажите, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком. Если родители, укажите «мать», «отец». Если другие лица – информацию о них обязательно включите в таблицу «Сведения о других родственниках», даже если они не являются родственниками.

  1. Сведения о жилищно-бытовых условиях (ЖБУ)

Наличие питания для несовершеннолетнего, соответствующего его возрасту. Если питание соответствует, но недостаточное, отметьте: «Не соответствует» и допишите: «Недостаточное». Если питание для несовершеннолетнего в доме отсутствует вообще, то отметьте: «Отсутствует».

Наличие отдельной кровати для несовершеннолетнего, постельного белья, в каком состоянии они находятся.

Как находящееся в неудовлетворительном состоянии признается спальное место, которым ребенок не может пользоваться, либо представляющее опасность для несовершеннолетнего.

Возможно, ребенок спит в одной постели с родителями и другими детьми или без постельного белья, или ребенок спит на шкафу или на антресоли.

Наличие необходимой сезонной одежды для несовершеннолетнего, чтобы находиться дома или на улице для прогулки.

В соответствии с возрастом – наличие игрушек (погремушек, кукол, конструкторов, детских книжек) и/или школьных принадлежностей (учебников, тетрадок, ручек, карандашей).

Наличие места для игр и занятий, для школьников – наличие места для приготовления уроков.

Характеристика жилого помещения, в котором находится ребенок. Если семья не имеет жилья, отметьте, что жилье отсутствует, и сделайте примечание.

Санитарное состояние жилья характеризуется как удовлетворительное или неудовлетворительное. Неудовлетворительное санитарное состояние жилья – это нарушение санитарной нормы, которое может привести к утрате здоровья.

Важно, чтобы невымы- тая посуда или наличие запаха в жилом помещении не оценивались как неудовлетворительное состояние, т. к.

это может быть следствием разных причин/обстоятельств (например, временной кризисной ситуации в семье или наличия домашних животных, которые традиционно присутствуют в доме).

В графе «Примечание» дайте дополнительную информацию по любому разделу таблицы. Например, к разделу о жилом помещении: «Возможна опасная ситуация, такая как возникновение пожара, взрыва или обрушения». Или: «Газовая плита имеет не закрывающийся вентиль, постоянно включен газ». Или: «На момент посещения в квартире находились только несовершеннолетние дети».

Проанализируйте заполненную таблицу жилищно-бытовых условий. Решение по выводу о ЖБУ должно быть коллегиальным. Коллегиально определите, удовлетворительные они или нет, и поставьте галочку в соответствующем поле.

При этом придерживайтесь следующего принципа: если большее количество галочек будет находиться в левой части таблицы, то ЖБУ определяются как удовлетворительные, если большее количество галочек в таблице будет в правой части таблицы, то ЖБУ определяются как неудовлетворительные.

  1. Факторы, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего: последовательно отмечая то, что они наблюдают, с учетом информации, полученной из ответов несовершеннолетнего и родителей, и имеющихся фактов на момент обследования

Важно определить:

  1. существует ли угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего при дальнейшем нахождении его в этих условиях,

  2. нуждается ли ребенок в немедленной защите, и какие безотлагательные меры должны быть предприняты, чтобы его защитить,

  3. какие факторы могут обеспечить безопасность несовершеннолетнего в самой семье, если не прибегать к отобранию несовершеннолетнего.

Факторы, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего

  1. Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания;

  2. Отсутствие еды/питья, длительный голод;

  3. Оставление несовершеннолетнего без присмотра, создающее угрозу для несовершеннолетнего (обязательно учитывайте возраст несовершеннолетнего);

  4. Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами несовершеннолетнего;

  5. Эксплуатация несовершеннолетнего;

  6. Сексуальное насилие над ребенком;

  7. Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет);

  8. Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья;

  9. Бездействие/невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц;

  10. Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу;

  11. При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования несовершеннолетнего);

  12. Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и/ли пренебрежения нуждами);

  13. Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку;

  14. Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для несовершеннолетнего (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения);

  15. Другое (указать, что).

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-socialnomu-pedagogu-po-oformleniyu-akta-obsledovaniya-uslovij-zhizni-nesovershennoletnego-4173017.html

В помощь социальному педагогу. акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению)

Акт обследования несовершеннолетнего

Елена Клепикова
В помощь социальному педагогу. акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению)

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий ГДОУ ТО

«Узловский детский сад»:

Т. В. Миронова__

Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних

1. Дата обследования ___

2. Причина обследования ___

3.Сведения о ребенке:

3.2. Дата рождения __

3.3.ОУ: ГДОУ ТО «Узловский детский сад»___

3.4. Группа ___

3.5.Адрес регистрации: ___

3.6.Адрес фактического проживания: ___

3.7.Телефон: ___

4.Сведения о семье:

4.1.

Сведения о родителях:

Мать:

ФИО:___

Дата рождения___

Образование:___

Место работы, должность___

Отец:

ФИО:___

Дата рождения:___

Образование:___

Место работы, должность___

4.2. Другие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры-ФИО, дата рождения, место учебы, работы, источник доходов, образ жизни)

4.3.Статус семьи: многодетная, полная семья,неполная семья: родители в разводе, одинокая мать, потеря кормильца; мачеха, отчим, ребенка воспитывает опекун, в семье ребенок-инвалид, родители лишены родительских прав, ребенка воспитывают другие родственники, родители не проживают вместе с ребенком, малообеспеченная (подчеркнуть)

4.4.Уровень благополучия семьи: благополучная;неблагополучная: педагогически некомпетентная, нравственно-неблагополучная, конфликтная.

5. Материальные и жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетнего:

5.1.Доход семьи: (малообеспеченная (доход ниже прожиточного минимума, обеспеченная):

5.2 Источник получения доходов:

5.3 Тип жилья: ___

5.4 Санитарное состояние жилого помещения___

5.5 Обстановка в помещении___

5.6 Наличие детской обстановки, условийдля обучения ребенка:___

5.7 Обеспеченность полноценным питанием: ___

5.8 Обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: ___

5.9 Обеспеченность ребёнка предметами для игр:__

5.10 Организация свободного времяпровождения,отдыха ребенка: ___

6.

Характер взаимоотношений в семье:___

6.

1.Методы и приемы воздействия взрослых на ребенка: ___

6.

2. Отношение ребенка к родителям (законным представителям):___

6.

3. Наличие контроля за образовательной деятельностью (посещение родительских собраний, заинтересованность в получении образования, контроль за выполнением домашних заданий и др): ___

7. Организация семейного досуга,домашние обязанности: ___

8.

Вид помощи,необходимый семье: ___

9.Заключение комиссии:___

Члены комиссии:

С результатами обследования ознакомлен (а): ___ (___)

Памятка по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания

несовершеннолетних

1. Дата обследования: число, месяц, год.

2. Причина обследования: плановое, внеочередное (указать причину: обращения, неуспеваемость ребенка, систематические пропуски учебных занятий, невыполнение домашних заданий, неадекватное поведение ребенка и др.).

3.Сведения о ребенке: указываются полностью, в случае несовпадения адреса регистрации и фактического проживания указать оба адреса.

4.Сведения о семье:

4.1.

ФИО, дата рождения матери и отца указывается полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы (если не работает, то указать какой промежуток времени); слово «безработная (ый)», используется в случае, если мать (отец)(или другой родитель) состоит на учёте в центре занятости населения по безработице, во всех остальных случаях пишется – «не работает» и конкретно указывается какой промежуток времени (если работает неофициально – так и написать и указать место работы, состоит ли в официальном браке, не состоит в браке, вдова (вдовец, разведен (а, мать – одиночка (отец воспитывает ребенка один).

Обратить внимание на образ жизни, уровень педагогической культуры, степень участия в воспитании ребенка.

В случае если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указываются все сведения о сожителях.

Сведения об отце не прописываются, если мать является одинокой и отцовство не установлено (ребёнок рождён от незарегистрированного брака). Если отцовство установлено, прописываются все сведения об отце.

4.2.Сведения о других членах семьи: прописываются все члены семьи по отношению к несовершеннолетнему, на кого оформляется акт (ФИО, дата рождения, место учебы, работы, источник доходов, образ жизни)

4.3.Статус семьи: многодетная, полная семья,неполная семья: родители в разводе, одинокая мать, потеря кормильца; мачеха, отчим, ребенка воспитывает опекун, в семье ребенок-инвалид, родители лишены родительских прав, ребенка воспитывают другие родственники, родители не проживают вместе с ребенком, малообеспеченная.

4.4.Уровень благополучия семьи:

благополучная: родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная;

неблагополучная:

педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания): отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы, чрезмерная опека;

нравственно-неблагополучная (асоциальная): родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются;

конфликтная: в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышено раздражительны, жестоки, нетерпимы.

5. Материальные и жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетнего:

5.1., 5.2. указать совокупный доход членов семьи, с учетом всех источников дохода (заработная плата, пенсии, алименты, пособия, в том числе по безработице);

– испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы – безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.

5.3.Тип жилья: общежитие, коммунальная квартира, частный дом, благоустроенный дом, отдельная квартира (этаж, площадь жилого помещения, количество комнат, наличие удобств);

5.4.Санитарное состояние жилья: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах, содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (засоренность, захламлённость, пыль, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, остатки пищи на полу и мебели и пр.);

5.5.Обстановка в помещении: наличие необходимой мебели, ее состояние, бытовая техника, исправность бытовых приборов, сантехники;

5.6. Наличие детской обстановки, условийдля обучения ребенка: отдельная комната, наличие шкафа для одежды, книжного шкафа, спального места (обратить внимание на состояние пастельного белья, письменного стола, уголка школьника, места для хранения школьных принадлежностей,качество освещения школьного уголка, состояние мебели, санитарное состояние комнаты и др.

5.7.Обеспеченность полноценным питанием: ежедневный рацион ребенка, запас продуктов питания, наличие свежеприготовленных блюд, наличие продуктов питания в холодильнике (только если хозяева сами согласятся его открыть);

5.8. Обеспеченность учебниками,школьными принадлежностями: указать наличие и состояние вещей;

5.9. Обеспеченность ребёнка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, их состояние, хранение; гигиенические средства по уходу;

5.10 Обеспеченность ребёнка предметами для игр: наличие места для игр, игрушек, их состояние, соответствие возрасту, хранение;

5.11. Организация свободного времяпровождения,отдыха ребенка:

занятия в кружках и секциях, нахождение дома в присутствии взрослых членов семьи, бесконтрольное времяпрепровождение и пр., прописывается с кем и где пребывает ребёнок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время.

6.

Характер взаимоотношений в семье: семейный диктат, систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка, чрезмерная опека, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий, попустительство, уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка, сотрудничество, отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя, семейные традиции и т. д. ;

6.

1.Методы и приемы воздействия взрослых на ребенка:

спокойные замечания, убеждения, личный пример, поощрения (моральные, материальные, создание воспитательных ситуаций, приказания, угрозы, грубые окрики, оскорбления, наклеивание ярлыков, высмеивание, психологическое давление, физические наказания и др. ;

6.

2. Отношение ребенка к родителям (законным представителям): эмоциональная привязанности ребёнка к обоим (одному) родителям и другим членам семьи (обратить внимание, к кому из родителей или других членов семьи ребёнок привязан больше всего, эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность, уважение, грубость, хамство, адекватное (неадекватное) реагирование на замечания (наказания, безразличие, жестокость, страх перед наказанием, лживость и др. Обратить внимание на степень послушания ребёнка и сознательное выполнение ребёнком семейных правил и требований взрослых;

б. З.Наличие контроля за школьной и внешкольной деятельностью: посещение родителями родительских собраний, заинтересованность в получении образования, контроль за выполнением домашних заданий и др.

Обратить внимание на участие каждого из родителей в воспитании несовершеннолетнего (например, мать ненадлежащим образом занимается воспитанием и содержанием ребёнка, переложила обязанности на свою мать, свекровь, сестру и др.);

6.

Организация семейного досуга,домашние обязанности: семейные традиции, праздники, совместные выходы, мероприятия, распределение обязанностей по дому, отсутствие совместной деятельности, интересов, иждивенчество и др. ;

7. Вид помощи,необходимый семье: педагогическая, психологическая, социальная, правовая, медицинская;

8.

Заключение комиссии: делается вывод об обстановке в семье (стабильная, нестабильная, об условиях проживания и воспитания ребёнка (благоприятные, неблагоприятные, указывается целесообразная помощь несовершеннолетнему, рекомендации родителям (трудоустройство, приобретение предметов первой необходимости, ремонт, уборка помещений, помощь специалистов служб сопровождения учреждения или учреждений психолого-педагогической и медико-социальной помощи, необходимость обращения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, районный отдел министерства труда и социальной защиты Тульской области, постановка семьи на внутренний учет, ходатайство о постановке семьи на учет в банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении, необходимость временного изъятия ребенка из семьи и др.

Документ подписывается всеми специалистами, проводившими обследование, и утверждается директором образовательного учреждения.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/v-pomosch-socialnomu-pedagogu-akt-obsledovanija-uslovii-zhizni-nesovershenoletnego-pamjatka-po-zapolneniyu.html

Заполненный образец акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

Акт обследования несовершеннолетнего

В сфере защиты прав несовершеннолетних детей предусмотрена возможность осмотреть место его проживания и составить акт обследования жилищных условий.

Такой документ составляется и при усыновлении ребенка, поступлении жалобы в государственный орган, правоохранительные органы, оформления опеки и попечительства и т.п.

Одной из обязанностей классного руководителя в образовательных учреждениях является проверка условий, в которых растут и воспитываются его ученики. Кстати, акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться и в отношении работников организации при наличии необходимости.

Примеры образцы заполнения актов обследования жбу семьи

Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях). Рекомендации: 1. Обеспечить уход за детьми 2.

Уборка квартиры, комнаты ребенка 3. Помощь в подготовке дом.заданий 4.

на новостном портале open.by. Комментировать её не стану – думайте сами. Ниже привожу её полный текст.

“Учителей заставляют проверять холодильники в квартирах учеников” Родители учащихся одной из школ в Барановичах рассказали о новой инициативе чиновников от образования. – Мы до сих пор в шоке, – сообщили родители.

– 3 сентября в нашей школе прошло родительское собрание, и классный руководитель сообщила, что учителей обязали проверить условия, в которых живут их учащиеся.

Классных руководителей, учителей начальных классов обязали оформить”Акт обследования жилищно-коммунальных условий несовершеннолетнего” на каждого ученика класса.

Эти акты раньше составлялись на детей из неблагополучных семей, а сейчас якобы чиновники от образования Брестской области решили проверить все семьи.

Учителям предлагают узнать и записать, сколько зарабатывают родители ученика, в какой квартире – приватизированной или нет – они живут, какая и в какой комнате стоит мебель. Предлагают даже заглянуть в холодильник и запротоколировать, какие в нем есть продукты.

Наша классная слезно просила, чтобы родители сами заполнили эти акты, продиктовала пункты, на которые надо ответить.

Она понимает, что интересоваться зарплатой родителей некорректно. И заглядывать в холодильник тоже не совсем прилично. Но с нее требуют отчетности, а учителя – люди подневольные, работают на контрактной основе.

Многие родители отказываются заполнять эти акты.

Мы понимаем, что классную могут наказать, но, с другой стороны, создавать прецедент и отчитываться перед школой, сколько мы зарабатываем и что едим, не хочется.

Официально:”Представители администрации школ что-то недопоняли или недослушали” Неужели на самом деле учителей заставляют проверять содержимое холодильников и заглядывать в кошелек родителей? Чтобы прояснить ситуацию, журналисты позвонили в Управление образования Барановичского горисполкома.

– Классный руководитель обязан знать, чем и как живут его дети, – считает заместитель начальника управления Мария Светлакова.

– Он обязан посетить семью каждого ученика для того, чтобы на ранней стадии выявить неблагополучные семьи. Это проводится в рамках декрета президента №18 от 2006 года. Всегда обследуются семьи, дети в которых находятся в социально опасном положении и состоят на контроле.

Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего

Кроме того, что данное обследование — это постоянная процедура в неблагоприятных семьях, её принято применять и в отношении улучшения условий жизни и воспитания к подопечным детям и семьям, планирующим взять ребёнка в опеку или усыновить.

В обоих случаях комиссия устанавливает соблюдены ли необходимые условия для жизни ребёнка и составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Причины проведения проверки жилищно-бытовых условий:

  • смена места жительства (при поступлении новой семьи (ребёнка) в новую школу или детский сад в целях выяснения условий жизни несовершеннолетнего);
  • жалобы от соседей, педагогов, воспитателей и других людей на родителей, на жестокое отношение к детям и т. п.;
  • обращение ребёнка за медицинской помощью и выявление врачом бытовых травм (в том числе и с родителями);
  • заявление в полиции на несовершеннолетнего, нахождение ребёнка под следствием.

Комиссия по обследованию жилищно-бытовых условий

В состав комиссии могут входить: классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора школы, участковый полицейский, представитель медицинского учреждения, представитель органов опеки и попечительства, инспектор по делам несовершеннолетних, работник Санэпиднадзора, работник БТИ и другие лица в зависимости от целей проведения осмотра.

При обследовании комиссия должна дать оценку условиям жизни несовершеннолетнего и внести необходимые данные в акт:

  • положение семьи материального характера;
  • состояние помещения (дома, квартиры, комнаты) в котором проживает вся семья;
  • количество проживающих в жилом помещении;
  • санитарный вид жилья;
  • наличие места для ребёнка (для игр, отдыха, сна).

Обследование может проводиться как с предупреждением в определённый день по договорённости (чаще это касается подопечных детей), так и без предупреждения.

Комиссия должна выявить, насколько несовершеннолетний обеспечен основными потребностями и данные записать в акт.

Относительно здоровья ребёнка, необходимо указать уровень его развития в соответствии с возрастом, наличие заболеваний, потребности в медицинском обслуживании и необходимых лекарствах, признаки психического или физического насилия.

Что касается внешнего вида несовершеннолетнего, то стоит отметить соблюдение норм гигиены, состояние обуви и одежды, наличие одежды на все сезоны и т. п.

Немаловажна и социальная адаптация ребёнка: навыки общения с людьми, навыки самообслуживания с учётом индивидуальных особенностей и возраста, поведение и т. д.

Относительно воспитания и образования несовершеннолетнего ребёнка, необходимо обратить внимание на успеваемость в школе, посещение занятий (в т. ч. и в детских садах), проблемы и успехи в учёбе с учётом возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, режим, организацию свободного времени, наличие среды способствующей развитию.

Важно отметить, сохранено ли обеспечение безопасности несовершеннолетнего: отсутствует ли доступ к опасным предметам, медикаментам, газу, электроприборам и т. п.; существует ли риск нанести ребёнку вред.

При описании семейного окружения несовершеннолетнего, комиссия учитывает такие подробности, как фактическое осуществление ухода за ребёнком, место жительство родственников, описание других лиц проживающих вместе с ребёнком (кроме родителей), участие в воспитании и содержании ребёнка родственниками, степень отношения несовершеннолетнего с родителями, ценности семьи, круг общения законных представителей несовершеннолетнего, отношение членов его семьи с соседями, отношение ребёнка с детьми и педагогами.

Также немаловажной составляющей акта являются имущественные условия (информация о доходах семьи): источники получения денежных средств (алименты, помощь родителей, пособии, пенсии и другие соц. выплаты); примерная цифра среднемесячного дохода; сведения об имеющемся имуществе и правах ребёнка на это имущество.

Комиссия, созданная для обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина, должна выявить и отразить в акте обследования обстоятельства, создающие угрозу здоровью и жизни ребёнка, его нравственному или физическому развитию; обстоятельства, способствующие нарушению прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего; факты грубого, жестокого, пренебрежительного обращения, психического или физического насилия.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ № 334 от 14.09.2009 г.) при проверке жилищно-бытовых условий необходимо обратить внимание на:

  • состояние стен, пола, потолка в квартире или другом жилом помещении;
  • на проветривание и отопление:
  • наличие места для приготовления домашних заданий и сна;
  • наличие продуктов питания, предназначенных для ребёнка (подопечного);
  • наличие школьных принадлежностей, средств гигиены, игрушек;
  • чистоту санузла;
  • наличие питомцев (домашних животных), условия их содержания;
  • внешний вид совместно проживающих с ребёнком людей (в т. ч. родителей);
  • безопасность и её обеспечение (в т. ч. вне дома).

Сроки составления акта

Данный акт должен быть составлен в течение трёх дней с того дня, когда было проведено обследование. Акт составляется в двух экземплярах.

Каждый документ заверяется руководителем учреждения, от которого поступила инициатива проведения обследования. Один экземпляр должен быть направлен в орган опеки, второй предназначен для учреждения.

Копия документа, заверенная руководителем учреждения или органами опеки, в течение трёх дней должна быть направлена законным представителям несовершеннолетнего.

Акт обследования жилищно-бытовых условий

20 апреля 2017 г.                            г. Жуковский Московская область                                                                       

Комиссия в составе: учитель МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Соларова Анна Викторовна, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Лазарев Игорь Александрович, член родительского комитета 7 «Б» класса Колосов Петр Валерьевич,

20 апреля 2017 г. проверила жилищно-бытовые условия ученика 7 «Б» класса МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Щербинина Богдана Дмитриевича.

Состав семьи: полная. Мать – Щербинина Анна Романовна, отец – Щербинин Дмитрий Тимурович, младшая сестра – Щербинина Алиса Дмитриевна.

Все члены семьи проживают совместно квартире № 48 по адресу: Московская область, г. Жуковский, пр-кт Ленина, 205. Квартира с удобствами, расположена на 6 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 56 кв. м.

Ученик Щербинин Б.Д. проживает в жилой комнате, площадью 25 кв. м., совместно с младшей сестрой (посещает детское дошкольное учреждение). Часть помещения выделена в раздельные спальные зоны.

Оборудовано 2 отдельных рабочих места, обеспеченных канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом, игровая зона совместная.

Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.

Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено. В квартире чисто, тепло, вещи разложены аккуратно. Все члены семьи выглядят опрятно.

Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи средний. Дети обеспечены одеждой, полноценным питанием, посещают дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушка, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.

Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.

Члены комиссии

Соларова А.В.

Лазарев И.А.

Колосов П.В.

Источник: https://fgnikitin.ru/spravka/zapolnennyj-obrazecz-akt-obsledovaniya-uslovij-zhizni-i-vospitaniya-nesovershennoletnego/

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1642 Об утверждении формы акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей

Акт обследования несовершеннолетнего

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2014 г. N 1642

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ АКТА

ПРОВЕРКИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

ПОДОПЕЧНОГО, СОБЛЮДЕНИЯ ОПЕКУНОМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОПЕЧНОГО, ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ

ЕГО ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕКУНОМ ТРЕБОВАНИЙ

К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СВОИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

В соответствии с пунктом 8 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2572; 2010, N 31, ст. 4257; 2012, N 19, ст. 2416; N 21, ст. 2644; N 37, ст. 5002; 2013, N 7, ст. 661; N 28, ст. 3829; 2014, N 7, ст. 687), приказываю:

Утвердить прилагаемую форму акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Министр

Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утверждена

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 29 декабря 2014 г. N 1642

Форма

Бланк органа опеки и попечительства Дата составления акта Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей Ф.И.О.

несовершеннолетнего подопечного (далее – подопечный) __________________________________________________________________________________________Дата рождения _____________________________________________________________Сведения о родителях:мать (фамилия, имя, отчество (при наличии)) _______________________________отец (фамилия, имя, отчество (при наличии)) _______________________________Причины отсутствия родительского попечения ________________________________ Реквизиты документа о передаче ребенка на воспитание в семью или под надзорв организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей___________________________________________________________________________ Опекун (попечитель) или руководитель организации для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей (фамилия, имя, отчество)___________________________________________________________________________ Родственные отношения с подопечным ___________________________ семейноеположение __________________________ Место работы, специальность ___________________________________________Адрес места фактического проживания ________ телефон (при наличии) ___________________________________________________________________________________ Адрес постоянной регистрации подопечного __________________________________Наличие регистрации по месту пребывания у опекуна или в организации __________________________________________________________________________________Ф.И.О. специалиста, проводившего проверку _________________________________Дата проведения проверки __________________________________________________Дата проведения предыдущей проверки _______________________________________Период проведения следующей проверки ______________________________________ Выводы и рекомендации, полученные в результате проведения предыдущейпроверки, информация об их исполнении _____________________________________1. Проверка условий жизни подопечного:1.1. Состояние здоровья (сведения о состоянии здоровья ребенка порезультатам проведения ежегодной диспансеризации, в том числе сведения офизическом развитии, росте, весе ребенка, группе состояния здоровья)___________________________________________________________________________1.2. Внешний вид подопечного (соблюдение норм личной гигиены, наличие,качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а такжевозрасту и полу подопечного и так далее) __________________________________1.3. Основной уход (удовлетворение базовых потребностей подопечного – впище, жилье, гигиене, обеспечение одеждой, предоставление медицинскойпомощи) ___________________________________________________________________1.4. Обеспечение безопасности подопечного в соответствии с его возрастом(отсутствие доступа к опасным предметам в быту)___________________________________________________________________________1.5. Социальная адаптация (взаимоотношения подопечного со сверстниками, вколлективе, в семье опекуна (попечителя), коммуникабельность; отношениеподопечного к замечаниям и запретам, принятым в обществе правилам и нормамповедения, соблюдение режима дня) _________________________________________1.6. Навыки самообслуживания в соответствии с возрастом и физическимразвитием подопечного _____________________________________________________1.7. Сведения о лицах или сотрудниках организации для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, осуществляющих уход и надзор заребенком __________________________________________________________________1.8. Жилищно-бытовые условия подопечного (площадь и благоустройствопомещения, количество человек, проживающих в жилом помещении, наличие уподопечного рабочего, спального места, места для игр; наличие личных вещей(игрушек, книг и других) в соответствии с возрастом подопечного)___________________________________________________________________________2. Соблюдение прав и законных интересов подопечного:2.1. Образование подопечного (наименование организации(ий),осуществляющей(их) образовательную деятельность, которую(ые) посещаетподопечный, форма и успешность освоения образовательных программ, в томчисле дополнительных) _____________________________________________________2.2. Обеспечение потребностей в развитии подопечного (увлечения испособности подопечного, участие опекуна (попечителя) в развитииспособностей подопечного, посещение кружков, музыкальные занятия, спорт итак далее) ________________________________________________________________2.3. Возможности опекуна (попечителя) или организации для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить потребности развитияподопечного _______________________________________________________________2.4. Сведения о социальных связях подопечного (отношения с родственниками,общение подопечного с друзьями, участие в праздниках и общественныхмероприятиях, наличие интересов, организация повседневных занятийподопечного и так далее) __________________________________________________2.5. Сведения об организации отдыха и оздоровления подопечного (время,наименование места, периодичность) ________________________________________2.6. Сведения о взаимодействии опекуна или организации для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, с органами опеки ипопечительства, организациями, осуществляющими сопровождение замещающихсемей, иными организациями, оказывающими помощь опекуну и (или)подопечному; удовлетворенность таким взаимодействием ______________________3. Обеспечение сохранности имущества подопечного (недвижимое и движимое):3.1. Сведения о доходах подопечного (алименты, пенсии, пособия и иныесоциальные выплаты, иные доходы, ежемесячная величинадоходов) __________________________________________________________________Выполнение требования о расходовании полученных доходов в целях обеспеченияправ и интересов подопечного ______________________________________________3.2. Реализация мер по сохранности имущества подопечного, эффективного егоиспользованияМеры, предпринятые опекуном или организацией для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, а также органом опеки и попечительствадля обеспечения сохранности недвижимого и движимого имуществаподопечного _______________________________________________________________4. Выводы и заключения проверки:4.1. оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечениясохранности его имущества (соблюдаются/не соблюдаются/частично соблюдаются)___________________________________________________________________________4.2. оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечноготребованиям, установленным законодательством Российской Федерации ____________________________________________________________________________________5. Выявленные нарушения и рекомендации по их устранению:5.1. перечень выявленных нарушений и сроки их устранения (принеобходимости) ____________________________________________________________5.2. рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизниподопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей (принеобходимости) ____________________________________________________________5.3. предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение,ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации (при необходимости) __________________________________6. Дополнительная информация ______________________________________________ подпись специалиста органа опеки и попечительства, проводившегообследование ______________________________________________________________в присутствии _____________________________________________________________ Утверждаю (руководитель органа опеки (подпись) (Ф.И.О.) и попечительства) М.П.

——————————–

Графа не заполняется в отношении руководителя организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Минобрнауки России от 15.08.2016 N 07-3446″О направлении информации”

Форма акта проверки утверждена приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1642.

Проверку условий жизни ребенка, временно помещенного в организацию для детей-сирот на период, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять родительские обязанности в отношении ребенка, может проводить как орган опеки и попечительства, на территории которого расположена организация для детей-сирот, так и орган опеки и попечительства, являющийся стороной соглашения между законными представителями, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. Порядок проведения указанной проверки может быть предусмотрен соглашением.

Источник: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-29122014-n-1642/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.