Формальный и материальный состав административного правонарушения примеры

Материальные и формальные составы административного правонарушения

Формальный и материальный состав административного правонарушения примеры

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

. Состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом.

Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав; соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того обстоятельства, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом. Еще один пример административного правонарушения с формальным составом — превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемымматериальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.

4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

Составы административных проступков, предусматривающие наступление вредных последствий, реального ущерба, получили наименованиематериальных. В отличие от них так называемые формальные составы не требуют наступления вредных последствий материального характера, реального и измеряемого ущерба.

Для последних достаточно нарушения законодательства, норм, правил, стандартов, лицензий, квот или неповиновения законным распоряжениям уполномоченных должностных лиц, невыполнения подобных распоряжений.

В КоАП РФ сформулирован такой состав административного проступка, как “невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа” [45.Ст. 19.5, ч. 2]. Несмотря на формальный характер проступка, за него установлен солидный административный штраф.

Иногда формальное на первый взгляд деяние имеет в законодательстве материальное измерение. Так, в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов [45.

Ст. 15.11].

В примечании к указанной статье дается определение грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а равно искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

60.Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающие административную ответственность.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Особенности административной ответственности специальных субъектов. пециальные субъекты – такие субъекты, у которых к их общему административному статусу прибавляется какой-либо социальный статус.

Примеры: военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел, государственные служащие, инвалиды, беременные женщины.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Федеральные законы закрепляют особые условия применения мер обеспечения производства и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых иных лиц).

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий [статья 40, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”].

В отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, ВС республики, краевого и др. решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В отношении иных судей — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого и др. также по представлению Генерального прокурора РФ.

К судьям применяется два вида дисциплинарной ответственности (осуществляет квалификационная коллегия судей): предупреждение, досрочное прекращение полномочий.

Установлен также особый порядок привлечения прокуроров и следователей к административной ответственности.

Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц)

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами.

О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры.

С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и (в большинстве случаев) согласно воинским уставам [статья 28, Федеральный закон “О статусе военнослужащих”].

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 23100 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-61755.html

Формальный и материальный состав административного правонарушения примеры

Формальный и материальный состав административного правонарушения примеры

Административное право — это одна из отраслей права, регулирующая общественные отношения в управленческой сфере различных органов: государственных и частных.

При рассмотрении понятия выделяют предмет, субъект и объект административного правонарушения, субъективную, объективную стороны соответственно, используют определённые методы защиты.

Но обо всём по порядку.

Сущность административного права

С научной точки зрения административное правонарушение — это отрасль юриспруденции, рассматривающая системы административных и государственно-управленческих идей, взглядов, представлений о законах в сфере управления, о социальной эффективности законопроекта, тенденциях реформирования и перспектив развития. Так, можно выделить следующие подотрасли административного права:

  1. Классификация и структурирование законов о государственной управленческой деятельности.
  2. Рассмотрение социальной обусловленности и эффективности законопроектов.
  3. Изучение закономерностей реформирования управленческого законодательства.
  4. Составление планов о перспективах развития.
  5. Изучение истории возникновения и основополагающих принципов.

Последний пункт требует особого внимания. Только на основе изучения исторических источников можно разобраться в возможности перспектив в будущем и не допустить ошибок при составлении новых законопроектов. Как сказал Г.

Гегель: «История имеет свойство повторяться», и очень часто то, что происходит сейчас, уже имело аналоги в прошлом.

https://www.youtube.com/watch?v=pGVrQHqKr5I

По этой причине изучение первоисточников административного права необходимо для проведения реформ и прогнозирования перспектив развития.

Законодательная база

Регулирование административного права осуществляется на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Федеральный уровень

  1. Конституция РФ и постановления Конституционного Суда.
  2. КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).
  3. Указы Президента и Правительства РФ, палат Федерального Собрания.
  4. Иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень

  1. Уставы и законы субъектов РФ.
  2. Постановления конституционных судов субъектов.
  3. Нормативные акты высших должностных лиц, законодательных и исполнительных органов власти субъектов.

Муниципальный уровень

  1. Уставы муниципальных образований.
  2. Нормативные акты администрации, главы муниципального образования и представительных органов.

Рассмотрение дела об административном правонарушение может предприниматься в арбитражном суде (на региональном и муниципальном уровне) или в Высшем Арбитражном Суде (на федеральном и региональном уровне).

Предмет, объект и субъект административного права

Предметом (общим объектом) административного права являются общественные отношения, возникающие в результате реализации исполнительной власти.

Не стоит путать с предметом посягательства — вещью, непосредственно связанной с преступлением, например, при взяточничестве предмет — сама взятка.

Есть три вида объектов административного правонарушения:

  1. Родовой объект — часть общего объекта. В качестве критерия деления чаще всего берётся отрасль деятельности объекта: промышленная, транспортная, сельскохозяйственная и т. д.; или же составляющие общественных отношений: поддержание общественного порядка, право граждан на управленческую деятельность. С понятием родового объекта связана Особенная часть КоАП.
  2. Видовой объект — подотрасль родового. Общая группа общественных отношений в определённой главе. Такая система позволяет более детально рассмотреть виды общественных отношений и правонарушений.
  3. Непосредственный объект — видовой объект в более узком смысле — конкретная отрасль общественных отношений.

Основные признаки объекта административного правонарушения — это защита в соответствие с административным кодексом (КоАП) и отношение к правам граждан. К примеру, объектом в законе о свободе о вероисповедании являются права человека.

Непосредственным объектом административного правонарушения называют ту часть, которой причиняется ущерб в ходе нарушения.

При взяточничестве это нормальное финансовое функционирование организации, а также законные интересы и права граждан, т. к.

дача взятки осуществляется для подстрекательства к более крупному нарушению.

Видовой и непосредственный объекты — основные структурные составляющие административного правонарушения.

Стороны правонарушения

При рассмотрении объекта административного правонарушения применяется такая конструкция, как объективная сторона — правонарушение и последствия от него. Причём есть существенная разница между противоправным деянием и действием:

  1. Деяние — это сознательное конкретное действие или бездействие, повлекшее за собой вред обществу.
  2. Действие — это сознательное поведение субъекта, повлекшее нарушение общественных отношений.

Источник: https://sudznatoki.com/formalnyy-i-materialnyy-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya-primery/

Что такое административное правонарушение

Формальный и материальный состав административного правонарушения примеры

Определение правонарушения,

Отличие от преступления

Раздел 2

Состав адм.правонарушения

 

ЗА ЧТО МОЖНО ПРИВЛЕЧЬ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ)

          Говорить об ответственности можно, разумеется, только при наличии нарушения.

         Административная ответственность (та, которая предусмотрена КоАП и рядом других законов) воз­можна только при наличии административного правонаруше­ния (проступка) каковым ст.

10 KoAП признает посягающее на государственный или общественный порядок, социалисти­ческую собственность, права и свободы граждан, на установ­ленный порядок управления противоправное, виновное (умыш­ленное или неосторожное) действие либо бездействие, за ко­торое законодательством предусмотрена эта административная ответственность и если такое правонарушение по своему ха­рактеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

             Представим это трудновоспринимаемое определение в бо­лее доступном виде. Административное правонарушение — это:

действие или II) бездействие,

являющееся 1) противоправным и 2) ви­новным:                                                                                   а) умышленным или б) неосторожным,

которое пося­гает на: 1. права и свободы человека и гражданина, 2. соб­ственность (независимо от ее формы), 3. окружающую природ­ную среду, 4. порядок: а) государственный или б) обществен­ный, 5.

установленный порядок управления, за которое (дей­ствие или бездействие) предусмотрена административная от­ветственность законом, при условии, что оно (действие или бездействие) не влечет уголовной ответственности.

           Отличие правонарушения от преступления

Административное правонарушение и административный про­ступок — понятия однозначные. Но их следует отграничивать от понятия преступления, каковым по ст.

15 УК РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещен­ное УК под угрозой наказания. Отличие здесь проводится по наличию или отсутствию общественной опасности в действии (бездействии).

До принятия УК РФ (введенного в действие с 01.01.97) различие проводилось по степени общественной опас­ности .

Противоправность означает совершение деяния, запре­щенного законом или иным правовым актом.

Виновность означает совершение деяния умышленно или по неосторожности.

Умысел имеется тогда, когда лицо, совершившее правонарушение: 1) сознает противоправный харак­тер своего действия или бездействия, 2) предвидит его вред­ные последствия и 3) – а) желает или б) сознательно допус­кает наступление этих последствий.

Неосторожность же имеет место, если лицо: 1) предвидит возможность наступления вред­ных последствий своего действия или бездействия, НО легко­мысленно рассчитывает на их предотвращение либо 2) не пред­видит возможности наступления таких последствий, ХОТЯ а) должно было и б) могло их предвидеть.

Без вины не может быть привлечения к ответственности. Это обязательный признак состава преступления. Наличие умышленной вины является основанием для наложения более строгого взыскания.

Состав административного правонарушения

               По своей структуре состав административного право­нарушения состоит из четырех составляющих:

1) объект — соответствующие общественные отношения, на нормальное функционирование которых посягает правона­рушение,

2) oбъективная сторона — конкретные действия, наруша­ющие установленные правила,

3) субъект — конкретное вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет,

4) субъективная сторона — отношение лица к совершенно­му им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности.

Здесь следует обратить внимание, что состав правонаруше­ния является не просто какой-то теорией или чем-то формаль­ным!!! Знание состава правонаруше­ния очень важно для правильного опре­деления в конечном счете, является деяние правонарушением или нет

                 С точки зрения защиты можно подчеркнуть тот факт, что при производстве по делам соответствующие должностные лица в подавляющем своем большинстве не мотивируют долж­ным образом, а то и вовсе не отражают субъективную сторону состава правонарушения (этим, кстати, грешат и многие обви­нительные заключения по уголовным делам). А между прочим, если умысел, к примеру, был направлен не на то, что вменяет­ся в вину, то речь должна идти или об освобождении от ответ­ственности или о переквалификации действий!

                   По своему составу правонарушения в КоАП в подавляющей массе относятся к так называемым формальным составам, которых достаточно совершения указанного в статье деяния, независимо от наступления последствий. Например, ч. ч. 1, 2 ст.

122 «Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения» предусматривают административную ответственность по факту нарушения ПДД при отсутствии каких-либо последствий.

Части же 4, 5 названной статьи предусматривают ответственность лишь при наличии последствий (причинение материального ущерба или легких телесных повреждений).

                  Для материальных составов необходимо обязательное наличие последствия и причинной связи между ним и деянием. Господство формальных составов в КоАП обусловлено тем, что правонарушения с вредными последствиями зачастую перерастают в преступления и подпадают под действие УК.

Пример :

Объектом правонарушения названной ст. 122 КоАП будет безопасность дорожного движения, а объективной стороной – нарушение ПДД.

Субъектом ч. 1 данной статьи будет пешеход, ч. 2 — лица, управляющие мопедом, велосипедом, возчики, пассажиры, иные лица, непосредственно  участвующие в дорожном движении, лица, указанные в ч. ч.

1,2, совершившие нарушение в состоянии опьянения, ч. 4 и 5 — лица, указанные в ч. ч. 1,2, если нарушение повлекло соответствующие последствия.

Все указанные лица должны быть вменяемы и достичь на момент совершения правонарушения возраста 16 лет.

Субъективная сторона данного правонарушения для ч. ч. 1-4 будет выступать в виде умысла.

Не исключено, хотя маловероятно, установление умысла на уничтожение или повреждение чужого имущества с причинением значительного ущерба путем нарушения ПДД. В этом случае должна наступать ответственность не по ч. 4 ст. 122 КоАП, а по ст. 167 УК РФ. По ч. 4 ст. 122 КоАП вина, конечно, чаще  всего выражается в форме неосторожности.

По ч.5 ст. 122 KoAП (последствия в виде легких телесных повреждений) субъективная сторона проявляется в форме неостор­ожности, поскольку при наличии умысла вопрос необходимо ставить о ст. 115 УК.

Вина в форме неосторожности для материальных составов правонарушений характеризуется отношением виновного к последствиям своего деяния. Для формальных же составов неост­орожность характеризуется тем, что лицо, совершающее деяние, сознает, как правило, его противоправности, но должно было и могло это осознавать.

Неосторожность может выступать в форме небрежности и легкомыслия.

При небрежности лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния при условии, что оно должно было и могло предвидеть это.

При легкомыслии же лицо предвидит возможность наступления последствий, самонадеянно рассчитывая их предотвратить.

Устанавливая по какому-либо конкретному делу объективные условия, в которых находилось лицо, совершившее деяние, можно выяснить, должно ли было оно предвидеть вредные  последствия своего деяния.

И если будет установлено, что такое предвидение не являлось обязанностью лица, то вопрос о привлечении его к ответственности снимается, и нет никакой необходимости выяснять, могло ли оно предвидеть эти последствия.

https://www.youtube.com/watch?v=Y-h3flSvF38

В случае же, если будет установлено, что лицо должно было предвидеть наступление вредных последствий, то надо будет установить, могло ли оно это сделать (учитывая его индивидуальные особенности и обстановку, в которой оно действовало).

Источник: http://www.gai.net.ru/g94/g941/g94102.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.