Образец надзорной жалобы по кас
Содержание
Образец надзорной жалобы по административному делу
Если гражданин не согласен с вынесенным по его делу решением, он вправе обжаловать его в вышестоящих инстанциях. После апелляции и кассации подается надзорная жалоба по административному делу.
Ее рассматривает верховный суд субъекта, а затем Верховный суд РФ. В документе важно отразить обстоятельства дела, которые могут стать основанием для отмены постановления.
В конце статьи можно скачать по ссылке образец жалобы.
Как правильно написать жалобу
В документе должны содержаться указания на нарушения при рассмотрении дела норм процессуального и материального права. Рекомендуется обратиться к грамотному адвокату для составления заявления.
Важно! При описании нарушений судом установленных норм и изложении просьбы об отмене решения следует включать ссылки на конкретные статьи КАС РФ, в том числе статьи 24.1, 26.1, 29.10.
Образец надзорной жалобы по административному делу включает в себя:
- Наименование органа, в который подается обращение.
- Данные о заявителе: ФИО, положение в административном деле, место жительства.
- Данные других участников дела: ФИО, положение в деле, место проживания.
- Название документа надзорная жалоба.
- Обжалуемое постановление. Указывают наименования всех судебных органов, рассматривавших дело, и дату принятия каждого решения.
- Доводы обвиняемого. Поясняется, на каких основаниях обвиняемый не согласен с принятым судом решением.
- Просьба заявителя. Обвиняемый просит принять обращение к производству и отменить/изменить постановление. В данной части приводятся ссылки на конкретные законодательные акты. Например, можно сослаться на статьи 30.12, 30.16, 30.18 КоАП РФ.
- Приложения. Перечисляются названия всех документов, поданных вместе с заявлением.
- Дата составления.
- Подпись заявителя.
Надзорная жалоба подается уже после того, как постановление вступит в законную силу. Если до этого момента не принимались никакие попытки оспаривания решения, это следует отразить в документе. Если же заявитель уже несколько раз подавал протест по этому решению до вступления в законную силу, необходимо указать итог рассмотрения в каждом случае.
Ограничения при обжаловании
Чтобы оспорить постановление суда в таком порядке, заявителю нужно обратиться непосредственно в надзорную инстанцию. Подается заявление уже после вступления решения в законную силу.
В связи с подачей обращения стоит учесть два ограничения:
- запрещено направлять обжалование несколько раз по одному и тому же основанию;
- обращения подаются последовательно, начиная с суда субъекта. Нельзя оспаривать постановление районного суда сразу в Верховном.
Срок подачи надзорной жалобы не имеет временных границ.
В Верховном суде в надзорном порядке рассматриваются решения, которые были приняты в результате оспаривания в верховных судах субъектов. При этом оценивается их соответствие действующим правовым нормам.
Порядок рассмотрения в суде
Когда надзорная жалоба (например, на постановление Роспотребнадзора об административном нарушении) принята к производству, суд уведомляет об этом других участников процесса.
Важно! Чтобы оспаривать решение в надзорном порядке не нужно оплачивать госпошлину.
При подаче в Верховный суд на рассмотрение отводится:
- два месяца (без истребования дела);
- три месяца (при необходимости истребования, отсчитывается с даты поступления в Верховный суд);
- продление на срок не более двух месяцев осуществляется Председателем Верховного суда или его заместителем и зависит от сложности дела.
По итогам исследования может принято одно из следующих решений:
- Оставить обращение без рассмотрения.
- Оставить постановление без изменений.
- Изменить одно либо несколько определений суда.
- Отменить полностью либо частично.
После отмены также возможно несколько вариантов развития событий. Дело могут отправить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В иных случаях заново проводится разбирательство в апелляционном или кассационном порядке. Иногда надзорная инстанция решает полностью закончить производство.
Когда постановление обжалуют в порядке надзора
Надзорная жалоба по административному делу подается при неудовлетворительном результате рассмотрения апелляции и кассации. Для направления заявления должны быть веские основания:
- Не были до конца изучены обстоятельства дела.
- Не были приняты во внимание все представленные доказательства.
- Во время разбирательства были противоречия, неточности, нарушения законодательства.
- Заслушивались ложные показания по делу.
- Использованные доказательства оказались ошибочными.
- В деле не соблюдена презумпция невиновности, очевидна предвзятость судей.
- Основанием для постановления стали только бумаги, сформированные должностными лицами.
Если имеют место одно или несколько условий, обвиняемый может обжаловать постановление по административному делу. Кроме него, обратиться в надзорную инстанцию могут представитель или защитник этого лица или пострадавший.
Как уже упоминалось, нельзя несколько раз обжаловать решение суда по одному и тому же основанию, но повторное обращение по другому основанию будет правомерным.
Какие документы направляют вместе с жалобой
В тексте обязательно необходимо указывать перечень приложенных бумаг. Какие документы нужно направлять на рассмотрение?
Следует прикрепить копии следующих бланков:
- постановления по делу (в том числе по ранее поданным жалобам);
- доверенности на представителя обвиняемого (если он участвует в процессе);
- поданной жалобы (экземпляры по числу участников дела).
Надзорная жалоба подается по вступившему в силу постановлению в Верховный суд субъекта РФ. Срок передачи заявления законодательно не установлен. Для его подготовки нужно определить нарушения, допущенные судом при рассмотрении дела. В тексте необходимы ссылки на конкретные нормы закона. Далее можно скачать образец документа.
Источник: https://blanki.mwmoskva.ru/juridicheskie/nadzornaya-zhaloba-po-administrativnomu-delu-srok-podachi-obrazec-skachat-besplatno.html
Надзорное производство в соответствии с КАС РФ
При разрешении любого спора суд может совершить ошибку в оценке обстоятельств дела, доказательств и как результат принять неверное решение.
Государство стремится минимизировать риски принятия неправосудного решения судами и поэтому законодатель выстроил систему по проверке и пересмотру судебных актов.
Такая система состоит из судов различный инстанций, наделенных правом осуществлять проверку судебных актов нижестоящих судов по тем или иным основаниям с целью устранения судебных ошибок и обеспечения процессуальных прав заинтересованных лиц согласно конституционному праву на судебную защиту.
Надзорное производства или надзорная инстанция – это последняя ступень в системе проверки судебных актов, выступает экстраординарным способом пересмотра судебных актов. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), как и иные процессуальные кодексы, предусматривает надзорное производство в главе 36 КАС РФ.
Экстраординарность проявляется в следующем:
1. В надзорной инстанции проверяются судебные акты, вступившие в законную силу (часть 1 статьи 332 КАС РФ).
2. Особый орган, уполномоченный осуществлять проверку судебных актов в порядке надзорного производства, – Президиум Верховного Суда Российской Федерации (далее – Президиум ВС РФ) (часть 1 статьи 332 КАС РФ).
3. Особые основания для обжалования, отмены или изменения судебного акта.
Среди актов, которые обжалуются в Президиуме ВС РФ, можно назвать:
– вступившие в законную силу решения судов областей, республик, городов федерального значения и иных территориальных образований, принятые ими в качестве судов первой инстанции и если решения рассматривались в апелляции Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ);
– вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов с учетом условий указанной выше категории решений;
– определения Апелляционной коллегии ВС РФ;
– и иные категории.
В статье 333 КАС РФ установлен трехмесячный срок на обжалование решений в порядке надзора. Данный срок начинает течь со дня вступления решения или иного обжалуемого акта в законную силу.В случае пропуска срока на подачу надзорной жалобы его можно восстановить при наличии уважительной причины для пропуска.
Так, восстановить срок можно только в том случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в административном деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Законом предусмотрен особая ситуация (часть 5 статьи 333 КАС РФ), когда Председатель ВС РФ или его заместитель могут согласиться или не согласиться с определением судьи ВС РФ о восстановлении либо об отказе в восстановлении пропущенного срока на обжалование.
Надзорную жалобу необходимо подавать непосредственно в ВС РФ в отличие, например, от апелляционной жалобы.
Из особенностей по содержанию надзорной жалобы стоит отметить только то, что в ней должно быть указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований.
В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов (подпункт 6 части 1 статьи 334 КАС РФ).
Вместе с жалобой представляются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу. В остальном правила по содержанию и представлению жалобы в суд схожи с правилами при подаче в иные инстанции.
ВС РФ вправе вернуть надзорную жалобу по следующим основаниям:
– в случае нарушения требований по содержанию жалобы;
– если с жалобой обратиться лицо, которое не имеет на это право;
– в случае пропуска срока на обжалование (при этом в самой жалобе отсутствует ходатайство о восстановлении такого срока);
– нарушены правила подсудности при подаче жалобы;
– в случае просьбы о возврате жалобы.
Возврат осуществляется в течение 10 дней со дня поступления жалобы в суд (часть 2 статьи 335 КАС РФ).
Надзорная жалоба в ВС РФ рассматривается 2 либо 3 месяца в зависимости от того, истребовалось ли дело из суда предыдущей инстанции (при этом время, в течение которого дело поступало в ВС РФ не учитывается). Согласно части 2 статьи 336 КАС РФ Председатель ВС РФ или его зам могут продлить рассмотрения дела ввиду его сложности на срок не более двух месяцев.
В первую очередь надзорная жалоба вместе с приложением изучается судьей ВС РФ.
Важно отметить, что если судье требуется истребовать дело, то он вправе вынести определение о приостановлении исполнения судебного акта до того момента, пока не закончится производство в суде надзорной инстанции. Однако, чтобы судья приостановил исполнение, сторона, подавшая такую жалобу должна ходатайствовать о приостановлении.После того, как судья изучит жалобу, он выносит определение (часть 3 статьи 337 КАС РФ):
– об отказе в передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ (если основания для пересмотра отсутствуют);
– о передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ.
Председатель ВС РФ, а также его заместитель вправе не согласиться с вынесенным решением судьи ВС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВС РФ и принять иное решение.
Стоит отметить, что при передаче дела в Президиум ВС РФ в определении судья указывает свои предложения (статья 339 КАС РФ) (основания, по которым он считает, что дело должно быть рассмотрено в Президиуме ВС РФ). Уже на основании определения сторона может примерно спрогнозировать результат пересмотра судебного акта нижестоящего суда в порядке надзора.
Президиум ВС РФ рассматривает надзорную жалобу в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей ВС РФ определения. При этом, если жалоба была передана в Президиум ВС РФ на основании определения председателя ВС РФ или его зама, то такое лицо не может принимать участие в заседании Президиума ВС РФ (часть 4 статьи 340 КАС РФ).
Решение по надзорной жалобе принимается в Президиуме ВС РФ путем ания (то или иное решение считается принятым, если за него проало большинство). В случае, если при ании будет равное количество за противоположные решения, то надзорная жалоба считается отклоненной (часть 12 статьи 340 КАС РФ).
Основаниями для отмены судебных решений в порядке надзорного судопроизводства выступают (статья 341 КАС РФ):
- Если судебный акт нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
- Если судебный акт нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- Если судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.
По результатам рассмотрения надзорной жалобы Президиум ВС РФ принимает одно из нижеследующих решений:
– оставляет судебный акт или акты без изменения, а надзорную жалобу, соответственно, без удовлетворения;
– удовлетворяет жалобу полностью либо в части, отменяет судебный акт или судебные акты и отправляет дело на новое рассмотрение;
– оставляет в силе один из принятых по делу судебных актов;
– принимает иное закрепленное в законе решение.
https://www.youtube.com/watch?v=Fv7uiU98w1g
Согласно статье 344 КАС РФ Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Статья подготовлена: 08.01.2017
Владислав Шелудяев,юрист Юридической фирмы «BRACE»
Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/950-nadzornoe-proizvodstvo-v-sootvetstvii-s-kas-rf