Судопроизводство по делам об административных правонарушениях

Содержание

Тема 14 Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях

Судопроизводство по делам об административных правонарушениях

План:

Понятие и особенности административного процесса

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Обжалование и пересмотр постановлений об административных правонарушениях

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Понятие и особенности административного процесса

Административный процесс — совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

Особенности административного процесса:

– это разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;

– его цель — достижение определенных юридически значимых результатов и разрешение управленческих дел;

– промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

– регулируется административно-процессуальными нормами.

Административный процесс можно разделить на три стадии (в зависимости от содержания):

– процесс административного правотворчества;

– оперативно-распорядительный процесс;

– административно-юрисдикционный процесс.

Стадии подразделяют в зависимости от целей и задач, стоящих перед ними; для каждой стадии характерен свой круг участников, различен их правовой статус; различны сроки совершения действий на каждой стадии; для каждой стадии определен свой специфический круг юридических фактов; различается процессуальное оформление итогов.

Общими для каждой стадии и всего административного процесса в целом являются следующие стадии:

– анализ ситуации (собирается и изучается информация: административное расследование и др.);

– принятие решения (обязывает, запрещает, уполномочивает, прекращает);

– исполнение решения.

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

– всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела;

– разрешение его в соответствии с законом;

– обеспечение исполнения вынесенного постановления;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.

Система принципов:

– принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

– обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

– гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

– принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);

– принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

– принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

– принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

– принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

– принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

– принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

Предыдущая123456789Следующая

Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 2667; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-112214.html

Как ведётся производство об административных нарушениях

Судопроизводство по делам об административных правонарушениях

Процесс возбуждения дела за административное правонарушение и этапы его рассмотрения вплоть до обжалования решения суда входят в понятие производства об административных правонарушениях. Каждая его стадия обладает собственными особенностями. В этой статье рассмотрим нюансы их прохождения и весь процесс производства об административных правонарушениях.

Понятие и задачи административного производства

В процессе административного производства важно изучить обстоятельства произошедшего объективно, своевременно и в полном объёме. Следствие и суд ставят целью выявить причины, которые побудили человека совершить данное правонарушение.

Характеристики административного производства включают:

  • Краткость. В отличие от разбирательства по уголовным делам, правонарушения в рамках КоАП РФ расследуюи быстро.
  • Отсутствие обвинителя.
  • Возможность осуществить данное производство разными должностными лицами, а не только судьями.

КоАП РФ в 4 главе определяет порядок производства по административным делам, перечень его участников, их обязанностей и прав. Важной стороной дела является определение предмета доказывания и оценка доказательств. Административный кодекс также определяет обеспечение возбуждения и рассмотрения дел, а также их обжалования и пересмотра.

Ведение дел об административных правонарушениях отведено федеральным властям и субъектам РФ. На уровне субъектов определяют подведомственность нарушений закона. Федеральная власть вправе:

  • Устанавливать порядок административного производства.
  • Порядок исполнения решений, принятых уполномоченными должностными лицами.
  • Подсудность дел.

Административные дела могут быть подсудны не только судам, но и комиссиям по делам несовершеннолетних, а также иным федеральным госорганам.

В отношении производства об административных правонарушениях установлен ряд принципов:

  • Законность.
  • Состязательность. Необходимо доказать вину, но сам подозреваемый не обязан доказывать собственную невиновность.
  • Гласность, что требует открытого рассмотрения дела с доступом других людей к информации о нём.
  • Объективность. Дело необходимо рассмотреть, не занимая чью-либо сторону.
  • Равенство участников дела перед законом.
  • Эффективность процесса – дело нужно рассмотреть с минимумом затрат времени и финансовых средств.

Важный аспект административного производства – наличие особых обстоятельств, при которых производство прекращают или не начинают проводить.

К таким обстоятельствам относятся:

  • Отсутствие правонарушения.
  • Отсутствие его состава. То есть правонарушение совершено, но, например, виновный младше 16 лет, следовательно, он не может быть признан субъектом правонарушения и состав сформировать нельзя.
  • Нарушение возникло в ходе действий при крайней необходимости.
  • Издание акта об амнистии.
  • Положения закона, на основании которых можно было привлечь к ответственности, утратили силу.
  • Смерть нарушителя.
  • Истечение срока давности.
  • Передача материалов дела в прокуратуру.

Российское законодательство определяет закрытый перечень участников административных дел. Ими могут быть:

  • Нарушитель закона.
  • Потерпевший.
  • Представители сторон.
  • Защитники.
  • Уполномоченные по правам бизнесменов, когда затронуты их интересы.
  • Свидетели.
  • Понятые.
  • Эксперты и специалисты.
  • Прокурор.
  • Переводчик, если среди участников дела есть люди, не владеющие языком, на котором ведётся производство по делу.

Не во всех административных делах представлен полный перечень этих участников. Он формируется в зависимости от совершённого нарушения закона.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Любое дело по факту нарушения норм КоАП включает в себя следующие стадии:

  • Возбуждение дела.
  • Рассмотрение случившегося происшествия и всех обстоятельств дела.
  • Принятие решения.
  • Его исполнение.
  • Пересмотр вердикта, если какая-либо из сторон дела будет не согласна с решением.

Каждая стадия имеет ряд обязательных процессуальных действий. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть:

  • Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, установило факт нарушения.
  • Граждане или госорганы подали заявление и материалы по факту нарушения в полицию.
  • На основании сообщений в СМИ о совершённом нарушении.

В отличие от возбуждения уголовного дела, административное возбуждают в более простом порядке. Оно возбуждено, когда:

  • Составлен протокол.
  • Есть постановление прокурора.
  • Уполномоченный сотрудник вынес определение о возбуждении дела.

Перечень лиц, которые наделены должностными полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, перечислены в статьях 23.1-23.61 КоАП РФ. Право оформления протоколов также обладает ряд должностных лиц, которые перечислены в статье 28.3 КоАП РФ.

В тексте протокола обязательно указывают:

  • Место и дату его оформления.
  • ФИО и должность оформившего его лица.
  • Сведения о нарушителе.
  • Данные потерпевших и свидетелей.
  • Описание обстоятельств произошедшего.
  • Место и время совершения нарушения закона.
  • Ссылка на соответствующую статью КоАП РФ.
  • Объяснение подозреваемого, данное им в письменном виде.

В случае неточностей в протоколе, закон даёт трое суток на его исправление и ещё сутки на повторную подачу в суд. Судья вправе вынести постановление о прекращении дела на основании ошибок в протоколе.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Наиболее важной стадией является рассмотрение обстоятельств дела. На этом этапе должностное лицо должно изучить все нюансы произошедшего, собрав доказательную базу вины лица, совершившего правонарушение.

При подготовке и оценке материалов должностное лицо устанавливает:

  • Находится ли дело в его компетенции.
  • Правильность составления протокола.
  • Отсутствие интереса должностных лиц в конкретном исходе дела.
  • Нет ли обстоятельств, при которых дело должно быть прекращено.
  • Необходимость сбора дополнительных данных.
  • Ходатайства сторон.

Подготовка материалов по делу заканчивается вынесением определения. В этом документе указывают:

  • Данные лиц, которых нужно вызвать для опроса по делу.
  • Место и время разбирательства по делу.
  • Если в протоколе найдены ошибки, то указывают какие именно и отправляют протокол на исправление.
  • При необходимости материалы на основании определения передают по подведомственности.
  • Также в некоторых случаях указывают факт переноса рассмотрения дела.

В случае неявки лица, которое должно присутствовать при рассмотрении административного дела, уполномоченные сотрудники вправе привести его принудительно.

Рассматривать дела об административном правонарушении можно по место их совершения или по месту нахождения госоргана, который их рассматривает. В отношении несовершеннолетних правонарушителей дела рассматривают по месту их проживания.

Для нарушений, в которых было повреждено транспортное средство, предусмотрен порядок их рассмотрения по месту регистрации ТС.

Компетентные должностные лица обязаны рассмотреть дело в течение 15 дней с момента получения протокола. Если при этом найдут новые обстоятельства, то срок разрешено продлить, максимум на 30 дней.

Отдельно установлен порядок и сроки рассмотрения нарушений, наказанием за которые может быть арест. Судебное разбирательство по ним происходит в день получения протокола. Если нарушитель ранее уже привлекался за нарушение норм КоАП РФ, то его дело рассмотрят в течение 48 часов. Это время он проведёт под стражей.

Данная стадия является определяющей для установления вины обвиняемого и назначения ему наказания.

Нарушитель обязан присутствовать при рассмотрении его дела, за исключением случаев, когда он подал ходатайство о рассмотрении дела без его участия, и ходатайство было удовлетворено судом.

В отношении задержанных за мелкое хулиганство, распитие спиртного и нахождение пьяным в общественных местах, а также уже привлекавшихся к ответственности ранее, такое ходатайство не удовлетворят.

В случае неявки таких нарушителей вердикт не вынесут, а их привлекут к суду в принудительном порядке.

Сам процесс рассмотрения дела проходит следующим образом:

  • Объявление должностным лицом основной информации о себе, деле, нарушителе и статье, по которой его хотят наказать.
  • Проверяют, кто пришёл на заседание суда, а кто не явился.
  • Проверяют были ли уведомлены стороны о заседании по делу.
  • Уточняют полномочия представителей и защитников.
  • Объясняют права и обязанности сторон.
  • Рассматривают отводы и иные заявления сторон.

По ряду причин заседание может быть перенесено. Это делает, когда:

  • Судья взял отвод.
  • Участники дела заявили отводы экспертам.
  • Нужно собрать дополнительные материалы по факту правонарушения.
  • Суд вынес постановление о приводе не явившегося правонарушителя.
  • Дело передают по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела, будут прочитаны сведения из протокола. Оценка доказательств позволяет суду оценить:

  • Факт совершения правонарушения.
  • Обстоятельства его совершения.
  • Вину подозреваемого.
  • Размер ущерба.
  • Смягчающие обстоятельства (если таковые есть).
  • Наличие причин, исключающих производство по делу.

В качестве доказательств выступают данные, полученные в ходе опроса потерпевшего, обвиняемого, свидетелей и экспертов, а также документальные, аудио, фото и видеоматериалы.

По результатам рассмотрения дела составляют документ, форма которого зависит от учреждения, которое данный документ составляет. Если дело рассматривает не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних, то итоговым документом будет протокол. В нём содержится следующая информация:

  • Место и дата рассмотрения дела.
  • Состав сотрудников госоргана, рассмотревшего дело.
  • Обстоятельства произошедшего.
  • Данные участников процесса.
  • Результаты ходатайств и отводов.
  • Показания по делу.
  • Результаты изучения документов.

В конце председатель и секретарь заседания ставят подписи.

Суд по результатам рассмотрения административных дел выносит постановление. В нём указывают:

  • ФИО, должность и адрес должностного лица, которое это постановление подписало.
  • Место и дата его рассмотрения.
  • Сведения о правонарушителе.
  • Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
  • Ссылки на статьи КоАП РФ по которым привлекли виновного.
  • Решение и порядок его обжалования.

Дополнительно в постановлении может быть информация об изъятых у виновного вещах.

Виды производства об административных правонарушениях

Исходя из объёма и сложности дел, производство по ним бывает обычным, упрощённым и особым.

При обычном производстве дело проходит все стадии: возбуждение, рассмотрение, исполнение решения и его пересмотр.

Особое производство включает дополнительную стадию – административное расследование. Оно необходимо в случаях, когда:

  • Решение уже было обжаловано.
  • Дело возбуждал прокурор.
  • Обвиняемым по делу является прокурор, судья, депутат и иные специальные субъекты.

Упрощённый порядок производства обходится без выделения стадий. Штраф выписывают на месте правонарушения. Также при упрощённом порядке разбирательства административного правонарушения могут наказать предупреждением. Штраф и предупреждение выносят на основании постановления, которое уполномоченное лицо выносит прямо на месте фиксации нарушения.

Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/kak-vedyotsya-proizvodstvo-ob-administrativnyx-narusheniyax/

Производство по делам об административных правонарушениях в суде: принципы, стадии, сроки

Судопроизводство по делам об административных правонарушениях

Основной целью административного производства является своевременное полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.

Производство по делам об административных правонарушениях в суде осуществляется на следующих принципах:

  • равенства перед законом, означающего, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;
  • презумпции невиновности, гласящей, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана, и подлежит административной ответственности только за те административные : правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением правонарушений в области дорожного движения, в тех случаях, когда такие правонарушения были зафиксированы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, гарантирующем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;
  • объективности, гласности, открытости, ведения дела на национальном языке, права пользоваться услугами адвоката, экономичности процесса, права обжалования решений.

При подготовке к рассмотрению дела судье необходимо выяснить:

  • относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела» имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные АПК, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие, производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу и имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, выясняя ряд вопросов, оформляет принятые решения и виде определения или постановления. В виде определения принимаются решения, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела.

В виде постановления принимаются решения по существу дела.

Так, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на стадии подготовки к рассмотрению дела.

Если представленные материалы по делу с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (основная стадия производства в суде).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки.

Также выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки, решается вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. Затем рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости — и другие материалы дела.

Далее заслушиваются объяснения физического лица или законного представителяюридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производство по делу.

Затем заслушиваются пояснения специалиста и заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на месяц, для этого выносится мотивированное определение.

Источник: https://lexguide.ru/administrativnyj-process/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh-v-sude-printsipy-stadii-sroki.html

Производство по делам об административных правонарушениях в суде

Судопроизводство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях в суде принципы, стадии, сроки. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в пределах их компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению судей гарнизонных военных судов, судей районных судов, судей арбитражных судов, а также мировых судей, определены ст. 23.1 КоАП РФ.

ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (разд. IV — V КоАП РФ).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, определенным гл.

14 — 21 АПК РФ, с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ и разд. IV — V КоАП РФ (ч. 1 ст. 202 АПК РФ и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Согласно п.

18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ в случаях, когда гл.

25 АПК РФ установлены конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено ст. 29.9 КоАП РФ).

Принцип законности предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

Принцип гласности (прозрачности) означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Принцип равенства перед законом, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип презумпции невиновности, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.

1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Ходатайства на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении являются одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. По общему правилу на данном этапе процесса ходатайства могут быть заявлены только в письменной форме.

Ходатайства рассматриваются немедленно. По результатам их рассмотрения судьей выносится определение. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, их заявившему (ст. 24.4 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1 — 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.

15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ).

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья КоАП РФ или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.

Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.

Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела.

Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

https://www.youtube.com/watch?v=Hx3jLxJKNdE\u0026list=RDHx3jLxJKNdE\u0026start_radio=1

По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.

В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела.

Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела.

Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений. Это, во-первых, постановление о назначении административного наказания и, во-вторых, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, т.е. сразу после вынесения.

Источник: https://juristic.pro/administrativnyj-process/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnyx-pravonarusheniyax-v-sude-principy-stadii-sroki.html

Как проходит суд по административному делу: помощь адвоката

Судопроизводство по делам об административных правонарушениях

   Административное судопроизводство по КоАП РФ немного отличается от гражданского и уголовного. Рассмотрим детали рассмотрения административных дел судом, касающиеся судебных заседаний.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам: профессионально и в срок. Звоните уже сегодня!

Как проходит судебное заседание по административному делу?

   При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.

   При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.

   При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается.

Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы.

Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.

Выездное судебное заседание по административному делу

   КоАП РФ не содержит норм, которые бы регулировали порядок проведения выездного судебного заседания.

   Однако, встречаются судебные акты по административным делам, в которых указано на то, что было проведено выездное судебное заседание, в связи с тем, что правонарушитель, например, находился на лечении и не мог явиться в суд.

    Таким образом, если судья посчитает необходимым осуществить выездное заседание, то такое заседание может быть проведено.

   В то же время, не так часто практикуются выездные заседания не только по административным делам, но и даже по гражданским и уголовным. Это скорее исключение, чем правило.

Ведется ли протокол судебного заседания по административному делу?

   Чаще всего, протокол судебного заседания по административному делу не ведется. Согласно положениям ст. 29.8 КоАП РФ, протокол о рассмотрении дела оформляется, когда дело рассматривается коллегиальным органом.

   В то же время КоАП РФ не запрещает ведение протокола, когда дело рассматривается единолично судьей. Таким образом, при необходимости может вестись протокол судебного заседания при рассмотрении административного дела.

   Кроме того, привлекаемое к ответственности лицо может заявить ходатайство о том, чтобы велся протокол судебного заседания. В таком случае судья при разрешении такого ходатайства решает вопрос о его удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Если ходатайство будет удовлетворено, тогда будет вестись протокол судебного заседания секретарем.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

   Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

   Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

   Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Как перенести судебное заседание по административному делу?

   Перенос судебного заседания связан с отложением рассмотрения дела.

    Основанием для отложения рассмотрения дела может являться неявка лица в заседание, ходатайства лица об отложении дела и другие причины, которые судья посчитает уважительными для того, чтобы отложить дело.

   Если правонарушитель не может явиться в процесс, он должен направить в суд письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела с указанием уважительных причин, по которым он просит перенести заседание.

   Судья, получив ходатайство об отложении, обязан рассмотреть его и вынести определение либо об отказе в удовлетворении ходатайства, либо об отложении судебного заседания.

Судебное заседание апелляционной инстанции по КоАП РФ

   Решение по административному делу, которое принято судом первой инстанции или уполномоченным органом, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд.

   Судебное заседание в апелляции рассматривается по аналогии с рассмотрением дела мировым судьей, т.е. единолично судьей.

   При этом протокол судебного заседания может вестись, а может не вестись.

   Апелляционная инстанция рассматривает жалобу на решение, которое принято по результатам рассмотрения дела судом или уполномоченным органом и принимает решение по жалобе с учетом того, законное ли вынесено решение по делу судом первой инстанции или уполномоченным органом.

   При обжаловании решений арбитражных судов, в апелляционной инстанции жалобы рассматриваются коллегиально судьями.

   В общем порядок судебного заседания апелляционной инстанции по КоАП РФ не особо отличается от рассмотрения дела в первой инстанции, за тем лишь исключением, что апелляция изучает решение первой инстанции или уполномоченного органа на предмет его законности и обоснованности. В судебное заседание также могут явиться участники процесса и дать свои пояснения.

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/themes/kak-prohodit-sudebnoe-zasedanie-po-administrativnomu-delu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.