Взаимодействие приемной семьи с органами опеки

Школа приемных родителей (очно-заочная форма)

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки

    Предложенный материал носит ознакомительный характер, предназначен для дополнительной помощи в освоении тем курса.

   Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. N 623 г.

Москва “Об утверждении требований программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации”

 Наименование раздела, темы
Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители»
1., цели, этапы, задачи проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
2.Основы законодательства Российской Федерации, касающиеся устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процедуры выявления, устройство в организации, устройство в семью).Открыть
3.Понятие об обучающе-психологическом тренинге.Открыть
4.Вопросы, связанные с темами раздела 1.Открыть
Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»
5.Потребности развития ребенка.Открыть
6.Социальные нормы, правила поведения, социальные роли.Открыть
7.Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка и наличие компетенций по воспитанию ребенка, имеющихся у них.Открыть
Раздел 3. «Этапы развития ребенка»
8.Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.Открыть
9.Роль психологических потребностей в личностном развитии.Открыть
10.Вопросы, связанные с темами раздела 3.Открыть
Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»
11.Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка.Открыть
12.Диспропорции развития ребенка.Открыть
13.Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.Проведение оценки кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.Открыть
Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)»
14.Основа благополучного развития ребенка. Депривации. Открыть
15.Типы «нарушенной привязанности».Открыть
16.Понятие «горе и потери» в жизни ребенка. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.Открыть
Раздел 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»
17.Особенности ожидания приемных семей.Открыть
18.Этапы адаптационного периода.Открыть
19.Тайна усыновления. Способы сказать ребенку, что он приемный.Открыть
20.Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.Открыть
21.Вопросы, связанные с темами раздела 6.Открыть
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»
22.Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Способы работы с ними.Открыть
23.Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.Открыть
24.Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением.Открыть
Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»
25.Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе.Открыть
26.Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.Открыть
27.Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком.Открыть
28.Медицинские аспекты ухода за ребенком.Открыть
Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка»
29.Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.Открыть
30.Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.Открыть
31.Способы защиты ребенка от сексуального насилия.Открыть
Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»
32.Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.Открыть
33.Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.Открыть
34.Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.Открыть
35.Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.Открыть
Раздел 11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»
36.Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.Открыть
37.Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители.Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.Открыть
38.Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изме-нения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.Открыть
39.Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.Открыть
40.Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.Открыть
41.Правовые последствия усыновления, установления опеки (по-печительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.Открыть
Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»
42.Родительские и профессиональные функции приемной семьи.Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.Открыть
43.Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.Открыть
Раздел 13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители»
44.Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
45.Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).Открыть
46.Итоговая аттестация (собеседование).Открыть

Источник: http://shpr.66school.edusite.ru/p2aa1.html

Дипломная работа: Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Институт региональной экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства

(на примере муниципального округа Озеро Долгое)

Зав. Кафедрой ГМУ

к.э.н., доцент Е.А. Лубашев

Научный руководитель

к.э.н. Н.Н. Константинова

Студент В.Р. Полякова

Санкт-Петербург 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Организационно-правовые основы опеки и попечительства в РФ

1.1 Опека и попечительство в государственном и муниципальном управлении

1.2 Нормативно-правовая база опеки и попечительства в РФ

1.3 Органы опеки и попечительства в РФ: проблемы разграничения полномочий

Глава 2. Основы организации работы с приемными семьями в РФ

2.1 Проблемы деинституционализации опеки над детьми-сиротами в РФ

2.2 Организационно-правовые основы создания приемной семьи и патроната в РФ

2.3 Роль органов опеки и попечительства в организации приемных семей

Глава 3 Основы организации работы с приемными семьями в МО «Муниципальный округ Озеро Долгое»

3.1 Проблемы сиротства в г. Санкт-Петербург

3.2 Деятельность органов опеки и попечительства в МО «Муниципальный округ Озеро Долгое»: основные направления и проблемы

3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является важнейшей составляющей социальной политики государства. В связи с проводимыми реформами в Российской Федерации пересмотрено значение того, каких условиях развивается ребенок, т.к.

именно в детстве закладывается основа личности и события, тенденции того периода накладывают отпечаток на характер и поведение в будущей жизни. Воспитываясь в семье, ребенок во взрослой жизни неосознанно использует модель поведения своих родителей.

С распадом СССР Россия переживала глубокий социально-экономический кризис, что вызвало увеличение с каждым годом числа тех детей, которые по разным причинам не могут жить в родной семье. Такие дети помещаются в интернаты, приюты или детские дома. Многолетний опыт выявил недостатки институциональных форм устройства детей.

Дети, не имея опыта проживания в семье, не могут стать полноценными гражданами общества. Они лишены базовых составляющих, необходимых для успешного развития: любви, душевного тепла, не говоря уже о том, что зачастую дети сталкиваются с унижением и давлением со стороны воспитателей и других детей.

Нередки случаи недостаточного питания ребенка и контроля за состоянием его здоровья. Т.е. длительное время не реализуются существенные потребности ребенка, вызванные лишением, ограничением, недостаточностью тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимые для выживания и успешного развития ребенка.

Кроме того, в обществе сильны стереотипы о неполноценности этих детей, что после выхода из институциональной формы воспитания препятствует их успешной жизни в дальнейшем. В настоящее время происходит качественное изменение системы социальной защиты детей, и в связи с этим необходима детальная проработка механизма взаимодействия органов власти, занимающимися вопросами опеки и попечительства.

Актуальность исследования. Институциональные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в современном мире потеряли свою актуальность.

Приоритетными в Российской Федерации являются семейные формы устройства: опека (попечительство), усыновление, приемная семья.

Преимущество воспитания ребенка в семье очевидно, но на сегоднящний день процесс деинституционализации начался совсем недавно, и организационно-правовые основы семейных форм устройства детей еще не проработаны в достаточной степени.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали обсуждаться с древних времен, сегодня существует множество нормативно-правовых актов, научных исследований в России и по всему миру.

К изучению данной проблемы обращались философы и педагоги разных времен. Среди крупных исследователей ХVIII века следует отметить известного государственного деятеля И.И Бецкого. В конце ХIХ – начале ХХ веков Н.В.

Яблоков, директор Софийской (сейчас Филатовской) детской больницы, всю жизнь посвятил вопросам социальной защиты детей-сирот. В то же время вопросами опеки занимались В.И. Сергеевич, Н.А. Костров, М.В. Шимановский, С.В. Бахрушин. Среди более поздних авторов можно выделить А.И. Довгалевскую.

На современном этапе существенный вклад в степень изученности данной проблемы внесли А.М. Нечаева, А.Ш. Шахманова, В.И. О.Ф. Выхрыстюк, В.И. Жуков и др.

Источником информации для дипломного проекта послужили международные правовые акты, Федеральные законы, постановления Правительства РФ и Санкт-Петербурга, результаты и исследования благотворительных фондов и интернет – сайты, посвященные вопросам опеки и попечительства.

Объект исследования. Осуществление деятельности органов государственной власти в области опеки и попечительства по организации работы с приемными семьями.

Предмет исследования. Органы опеки и попечительства, занимающиеся работой с приемными семьями.

Цель исследования. Определение основных проблем в организации работы с приемными семьями.

Задачи исследования.

1. Определить сущность понятий опеки и попечительства

2. Рассмотреть проблемы разграничения полномочий органов опеси и попечительства на всех уровнях власти

3. Проанализировать причины острой необходимости изменения политики государства в области защиты детей, оставшихся без попечения родителей

4. Определить степень разработанности нормативно-правовой базы политики деинституционализации

5. Определить проблемы семейного устройства детей и разработка методов их решения.

В рамках исследования использованы: метод анализа и синтеза, системный подход, сравнительный анализ, взаимосвязь количественного и качественного, приемы обобщения, детализации и другие методы.

Научная новизна дипломного проекта и практическая значимость.

1. В данном проекте представлен комплексный анализ социальной политики в области опеки и попечительства по России, г. Санкт-Петербург и по конкретному муниципальному образованию – МО “Озеро Долгое”

2. Рассмотрена степень реализации на практике теоретических аспектов решения данной проблемы.

3. Предложен возможный вариант решения проблемы адаптации ребенка в приемной семье.

Описание структуры проекта. Проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматривается сущность опеки и попечительства, нормативно-правовая база, определяются полномочия органов власти, участвующих в защите детей, оставшихся без попечения родителей.

Во второй главе рассмотрены проблемы социальной политики в области опеки и попечительства, организационно-правовые основые создания приемной семьи и алгоритм взаимодействия органов опеки и попечительства с приемными семьями.

В третьей главе отражено положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Санкт-Петербурге, деятельность органов опеки и попечительства в Муниципальном образовании муниципальный округ “Озеро Долгое”. Предложены рекомендации по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства.

Глава 1. Организационно-правовые основы опеки и попечительства в РФ

1.1 Опека и попечительство в государственном и муниципальном управлении

Конец ХХ и начало ХХI веков для Российской Федерации стали временем значительного научно-технического развития и масшабных реформ в социально-экономический жизни страны.

Изменилась роль и значение человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста.

Таким образом социально-экономическое благополучие любого государства зависит от демографической ситуации в нем.

Состояние и развитие демографической ситуации, так же как и решение самых острых демографических проблем, во многом определяется теми событиями, явлениями, тенденциями, которые происходят в области детства, так как дети – это демографический потенциал страны.

Социально-экономические проблемы детства вытекают из несоответствия реальных потребностей ребенка в выживании, развитии, характеру и способам их удовлетворения обществом[8]. Одна из особенностей современного положения детей – социальная депривация, т.е.

устойчивая ситуация, в которой длительно не реализуются существенные потребности ребенка, вызванная лишением, ограничением, недостаточностью тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития ребенка.

Крайним выражением социальной депривации в Российской Федерации стало огромное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня Россия занимает первое место в мире по числу детей-сирот – только 800 000 официально зарегистрированных.

По мнению Российского детского фонда, численность детей по крайней мере на 10% больше – официальная статистика не учитывает так называемых “скрытых сирот”, то есть тех, кто в приютах, в том числе негосударственных, “в бегах”, у родственников или знакомых.

Для сравнения, после Великой Отечественной войны в России было 678 тысяч сирот. Ежегодно в стране выявляется более 130 тыс. детей, лишившихся попечения родителей. Подавляющее большинство их них социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.

Начиная с 90-х гг.

ХХ века, периода кризиса, роста социальных болезней и девальвации традиционных ценностей, вплоть до 2006 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей неуклонно увеличивалось, лишь с 2006 года, по данным Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, началось сокращение числа таких детей. Например, в 2006 году оно составило 5%[58].

Дети – самая незащищенная категория граждан, и государство, согласно нормам действующего законодательства, призвано защищать как личные, так и имущественные права, интересы тех, кто самостоятельно сделать это не может. Одна из форм такой защиты для детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство.

Цель установления опеки и попечительства: защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; воспитание (для несовершеннолетних подопечных).

В результате установления опеки и попечительства опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опекуны и попечители, будучи единственными представителями интересов своего подопечного, могут (и должны) обращаться в любую организацию, если это необходимо для защиты подопечного.

Опекун или попечитель вправе обращаться за защитой прав и интересов подопечного в органы милиции, прокуратуры, суд.

В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун и попечитель вправе требовать по суду возврата детей, находящихся у них на опеке или попечительстве.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Дееспособность малолетних подопечных определяется ст. 28 ГК.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Попечительство устанавливается над двумя категориями граждан:

несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;

ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

В первом случае основанием для попечительства служит возрастной критерий, а не состояние несовершеннолетнего. При этом учитывается, что уже в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. В отличие от опеки попечительство

над несовершеннолетними касается главным образом имущественной стороны их отношений с попечителем.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц [59].

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-199120.html

Как органы опеки помогают семьям с детьми

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки

Вокруг работы органов опеки и попечительства в обществе существует немало мифов и предрассудков.

Как только разгорается какой-либо громкий скандал в СМИ с участием детей, сотрудников опеки часто упрекают в бездействии или, наоборот, в произволе.

Как же на самом деле устроена работа опеки, как она может помочь семье и стоит ли ее опасаться, рассказывают сотрудники московских органов опеки и попечительства.

ОТКУДА ВОЗНИКАЕТ СИГНАЛ «SOS»

Первый вариант: москвичи самостоятельно обращаются в опеку. Есть приемные дни, когда любой человек может прийти со своей проблемой и получить бесплатную консультацию. С собой нужно иметь паспорт и документы, непосредственно относящиеся к сути обращения.

«Обычно речь идет о семейных конфликтах или судебных спорах. Например, по определению места жительства ребенка, установлению порядка общения, назначению алиментов и так далее», — рассказывает Дмитрий Иващенко, начальник отдела опеки, попечительства и патронажа администрации муниципального округа Молжаниновский.

Другая ситуация: семья оказывается в кризисе. «Сотрудники органов опеки обязаны „выходить в семью“ по любому сообщению о семейном неблагополучии. Это может быть сообщение от соседей, звонок на горячую линию, письменное обращение из школы, МВД, поликлиники или больницы», — рассказывает Дмитрий Иващенко.

Цель такого выхода — подтвердить или опровергнуть наличие в семье семейного неблагополучия. Если все в порядке, то работа с семьей на этом заканчивается. «Бояться этого выхода не стоит — это всего лишь работа сотрудников органов опеки, и они обязаны ее сделать. Перед сотрудниками не стоит задача отобрать ребенка или поставить семью на учет», — комментирует Дмитрий Иващенко.

При посещении семьи специалист опеки прежде всего обращает внимание на то, какие сложились отношения в семье, какой характер они носят, как родитель обеспечивает базовые потребности ребенка в еде, одежде, безопасности и развитии.

«Специалисты опеки не оценивают ремонт в квартире или материальный достаток, но могут посмотреть, в рабочем ли состоянии сантехника и предметы первой необходимости — холодильник или плита для приготовления горячей пищи», — рассказывает Мария Прохорова, советник по вопросам опеки, попечительства и патронажа района Северное Бутово.

Какие условия в семье препятствуют нормальному развитию ребенка:

  • родители злоупотребляют алкоголем;
  • родители употребляют наркотики;
  • в квартире антисанитарные жилищно-бытовые условия;
  • ребенок длительное время не посещает школу и так далее.

План индивидуальной-профилактической работы определяется совместно с семейным центром: сюда входит психологическая и юридическая помощь, социальная и экономическая поддержка.

«Надо понимать, что отобрание детей из семьи — это исключительная и крайняя мера, которая применяется в случаях, когда ребенку опасно для его жизни находиться дома.

Опека никогда не заберет ребенка из семьи, где недостаточный уровень доходов или есть конфликтные ситуации, не угрожающие ребенку напрямую.

Как правило, опека, школа, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних стараются предотвратить ситуацию, которая может привести к отобранию ребенка», — объясняет Дмитрий Иващенко.

НА КАКУЮ ПОДДЕРЖКУ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ СЕМЬИ

«Профилактическая работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, напрямую связана с балансом прав ребенка и прав родителей.

Наша цель — в любое время поддержать семью с детьми, чтобы она сохранилась.

Опека вместе с семейным центром и школой, в которой учатся дети, организуют комплексную работу с семьей», — отмечает Ольга Куликова, замначальника ОСЗН района Марьино.

Что такое трудная жизненная ситуация? К данной категории можно отнести низкий доход семьи, развод родителей, конфликты между супругами или родителями и детьми. Зачастую эти факторы сочетаются. Такие семьи регулярно посещают сотрудники опеки.

Помощь. Родителей, нуждающихся в юридической помощи, специалисты семейного центра готовы проконсультировать бесплатно. Чаще всего родители интересуются вопросами, связанными с получением адресной социальной помощи в органах соцзащиты, бракоразводным процессом и назначением алиментов, постановкой на учет малообеспеченных семей.

Семьям, где случаются конфликты между супругами, родителями и детьми, зачастую требуется психологическая помощь. В таких случаях к работе привлекаются квалифицированные психологи и психотерапевты.

Что такое социально опасное положение? Это категория семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, жестоко обращаются с детьми, ненадлежаще исполняют родительские обязанности по содержанию, уходу и воспитанию детей. В подобных ситуациях сотрудники опеки регулярно посещают семьи, запрашивают информацию о детях из школ и поликлиник.

Помощь. Окажут содействие в получении медицинской помощи родителей от алкогольной и наркотической зависимости. При необходимости родителям помогут устроить ребенка в детский сад или школу.

Орган опеки и попечительства вправе направить ходатайство в управляющую компанию о реструктуризации долга по оплате коммуналки и снятии заглушек. Если у родителей нет постоянного дохода, их направят в Центр занятости населения на переобучение или трудоустройство. Если семья имеет статус малоимущей или многодетной, районная управа может помочь отремонтировать квартиру.

Летом школьники из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут проводить время в детских городских лагерях. Особенно это важно для тех семей, которые по различным причинам не могут отправить своих детей отдыхать в загородные лагеря или на дачу.

ЦИФРА: На базе 30 семейных центров семьи с детьми могут получить:

  • Консультации юристов
  • Психологическую помощь
  • Адресную социальную помощь (сертификаты на продукты, технику, одежду)
  • Помощь специалистов по социальной работе

ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ: СОПРОВОЖДЕНИЕ И НЕОБХОДИМАЯ ПОДДЕРЖКА

Поддержка приемных семей, в которых воспитываются дети, осуществляется постоянно. За каждой семьей закреплен специалист опеки.

К нему родители обращаются по всем вопросам, касающимся финансовых выплат и льгот (вознаграждение приемного родителя, выплаты на содержание подопечного и так далее). Одновременно специалист опеки может решить юридические вопросы, затрагивающие интересы подопечных детей. Например, оформление и получения жилья при наступлении совершеннолетия у ребенка.

«Замещающая семья ни в коем случае не чувствует себя оставленной один на один со своими проблемами. Опека всегда заинтересована в том, чтобы ребенку в семье было хорошо и комфортно», — считает Дмитрий Иващенко.

Специалист опеки и психолог, закрепленные за семьей, планово и регулярно посещают ее. Если выясняется, что родители или дети, например, нуждаются в психологической помощи, то опекуну предлагается заключить договор сопровождения с индивидуальным планом работы.

«Мы постоянно говорим приемным родителям, что не стоит скрывать сложности, с которыми они сталкиваются. Сообща легче решать возникшие проблемы и преодолевать трудные ситуации.

Например, при необходимости специалисты встречаются с учителями и администрацией школ для решения возникших проблем с обучением подопечных детей, присутствуют на заседаниях советов профилактики школы, на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних», — отмечает Мария Прохорова.

Сопровождение предусматривает:

  • профессиональные консультации;
  • помощь юристов;
  • помощь педагогов;
  • социальную поддержку.

ЦИФРА: Сопровождением приемных семей занимается порядка 50 учреждений по всей столице — это ЦССВ, семейные центры, центры социального обслуживания, некоммерческие организации и другие.

«Наша основная задача — найти каждому ребенку семью. В настоящее время в столичных Центрах содействия семейному воспитанию (ЦССВ) находится 1409 детей. С 2013 года семью обрели почти 13 тысяч детей. Также увеличен размер ежемесячного пособия на содержание подопечных или усыновленных, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Например, при принятии в семью ребенка-инвалида на его содержание выплачивается более 29 тысяч рублей ежемесячно.

Также ежегодно выделяется более 800 квартир для выпускников ЦССВ и приемных семей», — рассказала Елена Зайцева, начальник Управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних столичного Департамента труда и соцзащиты населения.

ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ

С марта 2019 года сигналы о возможном семейном неблагополучии и жестоком обращении с ребенком поступают на горячую линию «051». Они обрабатываются и фиксируются специалистами Московской службы психологической помощи населению.

Так, за прошлый год поступило около 1500 обращений, из которых 39% касались семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. За ними закреплены помощники из социальных семейных центров для сопровождения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Москве проживает 1,5 млн семей, в которых воспитывается 2 млн детей и подростков.

Семьи с детьми — предмет особой заботы и внимания Правительства Москвы. Каждая семья может рассчитывать на социальную поддержку, включая выплаты и различные льготы.

Все дети Москвы имеют право на:

  • Бесплатный проезд в городском транспорте (до 7 лет)
  • Бесплатное лекарственное обеспечение (до 3 лет)
  • Бесплатное горячее питание — с 1-го по 4-й класс школы
  • Бесплатные школьные учебники
  • Бесплатное посещение городских театров и музеев (до 7 лет)
  • Продукты детской молочной кухни (до 3 лет)

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник: https://dszn.ru/press-center/news/3129

Отношение приемной семьи к кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки

Отношение приемной семьи к кровным родственникам приемного ребенка

и их взаимодействие

Для всех приемных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным. Волнует он и сотрудников учреждений, в которых находится ребенок.

Это происходит потому, что приемные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребенка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребенок после таких встреч.

Кроме того, после усыновления, оформления опеки многие считают ребенка своим и не хотят впускать в новую жизнь прошлое ребенка, чтобы не травмировать его.Социальные работники, специалисты органов опеки и попечительства, прежде чем передавать ребенка в новую семью, предпринимают все возможные меры для сохранения родной.

Почему? Причин тому несколько. И первая, самая главная – это отношение ребенка к своим родителям.Известно, что как бы хорошо не жилось ребенку в учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он стремится домой.

Ему хочется либо вернуться в свою собственную семью, либо он мечтает о том, что его найдут новые мама с папой. Английские ученые обращают внимание на неоправданность веры в то, что ребенок забудет свой дом и начнет жить сначала, если его переместить в новые, хорошие условия.

Поддержание контактов с родственниками имеют благотворное влияние на ребенка. Повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе, увеличиваются способности ребенка к обучению, уменьшается риск неприятия ребенком нового дома, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми; встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации; ребенку гарантируется семья на всю жизнь (братья, сестры и другие близкие люди).

Следующая причина – большинство детей после нахождения в детском учреждении, приемной семье, детских домах семейного типа возвращаются по месту закрепления жилья, т. е. к родителям, лишенным родительских прав.

Жизнь уже показала недостатки сложившейся системы, которая позволяет сначала забрать ребенка из семьи, что наносит огромную травму, а затем вернуть его обратно в обстановку, в которой мало что изменилось.

Около 80% таких детей повторяют путь своих непутевых родителей.

В связи с тем, что в России активно развивается институт приемной семьи, создаются семейные воспитательные группы, нужно обратить внимание на выстраивание отношений замещающих семей с кровными родителями. Оказывается, что новые родители совершенно не подготовлены к тому, что им придется лицом к лицу столкнуться с кровной семьей ребенка. Это показывает и зарубежный, и наш российский опыт.

Замещающие родители не подготовлены к реакции детей на такие встречи и болезненно переживают изменения в поведении ребенка после таких встреч. Они не желают признавать важность регулярных контактов детей со своими родителями.

Если замещающие родители начинают понимать необходимость связи ребенка с кровными родителями, то им легче принять существование родной семьи ребёнка и как-то приспособиться к ней, чем избегать разговоров с ребенком на эту тему.Есть притча, она очень точно отражает смысл того, как выстраивать отношения и говорить с ребенком о его кровных родителях и тех, кто его принял в новую семью.

Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали. Одну ты не помнишь, другую называешь мамой. Две разные женщины, создавшие твою жизнь. Одна стала твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем. Первая женщина дала тебе жизнь, а вторая учила, как ее прожить. Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь. Одна дала тебе национальность, другая дала тебе имя.

Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель. Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи. Одна видела твою милую улыбку при рождении, другая осушила твои слезы. Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребенке, и Бог услышал ее.

И сейчас ты задаешь мне сквозь слезы вопрос, на который еще никто не нашел ответ: наследственность или окружение – чей я плод? Ничей, дорогой мой, ничей! Просто две  разные любви.

Психологи убеждены, что если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (усыновители, опекуны, приемные родители), и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Преимущественно это относится к детям, которые сохраняют положительные воспоминания о родителях.

  Ни в коем случае нельзя корректировать эти отношения или неодобрительно отзываться о кровных родителях, пытаться вытеснить или изменить чувства ребенка. Следует радоваться тому, что чувства ребенка не притупились, и бережно сохранять и развивать их.

Если же между взрослыми, окружающими его в данный момент, и ребенком складываются конфликтные отношения, то часто в его сознании возникает мысль: «Раз мои родители плохие, то и я такой же (или обо мне также думают)».

Психологии категорически утверждают, что высказываться о кровных  родителях нужно либо положительно (попали в сложную жизненную ситуацию и пока не могут выбраться из нее) либо вообще никак.Момент, когда говорить, у каждого индивидуальный.Очень важный аспект этого вопроса – это организация контактов и встреч ребенка с родными.

Часто задаваемый вопрос: имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?Да, имеет, если для этого имеются веские основания.

  Пункт 3, статьи 150 Семейного кодекса РФ говорит: «опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка». Если родители лишены родительских прав  они вообще не имеют права общаться с ребенком,  по закону они являются для него посторонними людьми.

Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном или другом непотребном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на ребенка, то опекун может встречи отклонить. Кроме того опекун самостоятельно устанавливает порядок, место и время общения родственников с ребенком.

Если возникает конфликт  с родственниками, то он решается с участием органов опеки, а если договориться не удалось, то через суд.Статья 75 Семейного кодекса РФ гласит: «Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния.

Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна, приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок».

Приемных родителей часто волнует вопрос, говорить или нет ребенку о его родителях правду, ведь она не очень приятная: родители его погибли в пьяной драке, а до этого решался вопрос о лишении их родительских прав?По нашим наблюдениям Россияне чаше всего или умалчивают, или избегают разговоров на эту тему, отвлекая внимание детей, или придумывают красивую историю о бывших родителях.

Естественно, что выбор линии поведения, зависит от многих обстоятельств. Мне хотелось бы рассказать о том, как по исследованиям психологов дети относятся к своим биологическим родителям.Если дети до двух лет почти не помнят своего прошлого, то у детей 2-6 лет какие-то воспоминания сохраняются на всю жизнь. От этого зависит поведение детей в новой семье. Негативные впечатления вызывают недоверие ко всем взрослым, дети принимают оборонительную позицию, некоторые ведут себя агрессивно и вызывающе, обманывают, присваивают вещи. Дети непроизвольно воспроизводят то поведение, которое наблюдали в семье. Но, довольно часто, встречаются и те, кто с грустью вспоминает родителей, особенно мать.Дети старше 6 лет помнят свое прошлое, которое уже наложило отпечаток на их развитие и формирование личности. Такой ребенок недоверчив к новым людям. Освоившись в новой обстановке, он демонстрирует многое из  виденного в семье. Такое поведение вызывает тревогу приемных родителей, они теряются и не могут определить линию поведения. Специалисты и те родители, которые уже имеют опыт воспитания приемных детей, советуют: ничего не следует утаивать от ребенка, а тем более говорить неправду. Есть и народная мудрость, применимая к этому случаю: «Шила в мешке не утаишь».

Дети приходят в этот мир любить родителей безоговорочно, такими, какие они есть.  Известна масса случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедиям, а информированность — уберегает, вселяет веру в его новую семью, вызывает благодарность к родителям, принявшим и полюбившим его.

«Воспитание приемных детей — это не выставка достижений» Один из страхов приемных родителей — «наследственность».

Почему даже не знающий своих кровных родителей ребенок вдруг пускается «во все тяжкие», будто бы не было никаких титанических усилий приемных родителей? Наследственность всемогуща или ее все-таки можно победить? Об этом, а также о том, стоит ли сразу ждать от себя любви к приемному ребенку и говорить с ним о его прошлом.

Один из самых распространенных страхов приемных родителей — «вылезет» наследственность, и повзрослевший ребенок вдруг пустится во все тяжкие. И ведь так бывает.

Тогда что же, все усилия приемных родителей напрасны? Такие ситуации могут возникать, когда у ребенка не проработана ситуация с его прошлым, когда он начинает делать то, что делали его кровные родители, даже если он их не помнит — он таким образом как бы пытается оправдать их для себя. Это вещи социально-духовного плана, руками их не пощупаешь, но тем не менее они существуют.

И это объяснимо. Ведь человеку, чтоб расти нормально, нужно опираться на реальные вещи. Кровное родство — это реальность, его никто отменить не в состоянии. Когда есть какой-то грех у кровных родителей, есть что-то, с чем-то они не справились, не решили какую-то духовную задачу, на ребенка это ложится дополнительной тяжестью.

Не потому, что он виноват в грехах родителей, но, когда они не справились, ему с той же самой жизненной задачей справиться еще труднее. Потому что если нет запаса сил, нет духовного опыта, который они могли бы своему ребенку передать, то и сил у ребенка меньше. Почему так трудно приемным родителям? Потому что на них обрушивается всей тяжестью эта плита.

Приемные родители, которые не говорят с ребенком о его прошлом, просто оставляют его с ним один на один: разбираться, додумывать, относиться как к чему-то запретному.

Без помощи взрослых дети все равно пытаются найти ответы на трудные вопросы, но могут приходить к таким, например, выводам: мои родители — уроды, о которых даже говорить нельзя, меня покинули, потому что я чудовище — других же не бросают. Тема прошлого ребенка — как минное поле, которое надо обезвреживать.

Это необязательно должны психологи делать, могут и родители, но надо это делать с подготовкой.

Когда есть открытое обсуждение прошлого, ребенок понимает, что была за семья у него, почему с ней произошло то, что произошло, в чем смысл его «второго рождения» — обретения приемной семьи и как он может, не отторгая свою кровную семью, в хорошем быть на нее похожим, а плохое пытаться преодолеть.

И про это «плохое» в прошлом ребенка важно говорить не в терминах осуждения, а как о проблеме: алкоголизм, наркомания, воровство — эти напасти приражаются ко всем людям, и им надо давать отпор, чтобы они твоей жизнью не завладели. У некоторых людей получается бороться, а у некоторых — нет. И тогда пропадает их жизнь и жизнь их детей. Твои родители не справились, у них сил не хватило, поэтому тебе бороться будет вдвойне труднее. Но мы будем тебе помогать. Можно сказать, что «это твоя битва, и тебе надо ее выдержать, это имеет смысл не только для тебя, но и для твоих кровных родителей, через тебя, возможно, и они оправдаются». И конечно, эту битву надо вести с открытыми глазами. Тогда для ребенка это встает как жизненная задача на сознательном уровне. Еще очень важно, чтобы ребенок понимал, что он существует не в безвоздушном пространстве. Что род, от которого он произошел, включает не только родителей, что там были еще какие-то предки, и наверняка среди них были прекрасные люди. Тема хорошего в кровной семье очень важна. Люди любят говорить о дурной наследственности, при этом все, кто имел дело с приемными детьми, знают, что у них, кроме проблем, есть и таланты, и черты характера, достойные уважения, — и, справедливости ради, не стоит забывать, что многое из этого они тоже получили из кровной семьи.

Подпишитесь на рассылку:

Поиск

Вики

Архив

Дети

Семья

Источник: https://pandia.ru/text/80/133/6242.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.