Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется

Статья 11 ЖК РФ. Защита жилищных прав

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством.

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

См. все связанные документы >>>

1. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы комментируемая статья устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.

Таким образом, основным органом, осуществляющим защиту жилищных прав, является суд. Согласно п. 1 ст.

22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” было отмечено, что “в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ)”.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи защиту жилищных прав можно осуществлять и в административном порядке, но только в случаях, прямо предусмотренных комментируемым ЖК либо другим федеральным законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Под административным порядком понимается обращение с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.

N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” было отмечено, что защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (ч. 2 ст. 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

3. В ч. 3 комментируемой статьи перечислены конкретные способы защиты жилищных прав. В нем перечислены способы, наиболее часто встречающиеся в судебной практике. Перечень этих прав не является исчерпывающим.

Источник: https://RuLaws.ru/Zhilischnyy-kodeks/Razdel-I/Glava-1/Statya-11/

Сборник докладов Международной научно-практической конференции

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется

Ефимова E. B.

Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и др.).

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Система защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством РФ, которым установлены как судебные, так и внесудебные процедуры защиты прав граждан.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц также могут быть обжалованы в судебном порядке.

Любой гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками жилищных отношений на территории Российской Федерации, в равной степени обладают правом на судебную защиту, если они полагают, что их жилищные права нарушены.

Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и законами субъектов РФ. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Защита жилищных прав осуществляется следующими способами:

  1. признания жилищного права;
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
  3. признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  4. неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  5. прекращения или изменения жилищного правоотношения;
  6. иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другими федеральными законами.

К иным способам, в частности, можно отнести защиту жилищных прав органами управления жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья, иных органов управления жилищными фондами.

Под жилищными спорами понимаются конфликтные ситуации, затрагивающие жилищные права и интересы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также воинских частей, учреждений и организаций, связанные с необходимостью защиты их субъективных прав по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Разрешение жилищных споров производится в административном (служебном) и судебном порядке (в порядке обжалования неправомерных действий (бездействия) должностных лиц и в порядке искового производства).

По жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Разрешение жилищных споров в административном (служебном, не судебном) порядке производиться путем рассмотрения писем, заявлений и жалоб по жилищным вопросам на заседаниях жилищных органов (жилищных комиссий), а также на приеме руководителя органа местного самоуправления или иного должностного лица посетителей по жилищным вопросам, например, начальником гарнизона (командиром воинской части) в отношении военнослужащих; заместителем главы администрации района, курирующем жилищную сферу.

Так, правительством Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 г.

№ 141-рп «О районных жилищных комиссиях» в целях обеспечения контроля за соблюдением прав граждан при рассмотрении вопросов, связанных с ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, при администрациях районов Санкт-Петербурга созданы районные жилищные комиссии. В состав районной жилищной комиссии могут входить заместитель главы администрации района Санкт-Петербурга, курирующий вопросы жилищного хозяйства; представители администрации района Санкт-Петербурга (жилищного отдела, юридического отдела, отдела здравоохранения), районного жилищного агентства, государственного учреждения «Горжилобмен», органов опеки и попечительства; представители других органов, общественных и иных организаций при необходимости.

Районная жилищная комиссия (далее — Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным администрацией района Санкт-Петербурга.

К полномочиям Комиссии относятся:

  • рассмотрение заявлений и документов, представленных гражданами в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и принятие решений о возможности принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо отказа в принятии на учет;
  • принятие решений о возможности предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма;
  • принятие решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • рассмотрение заявлений и документов, представленных гражданами в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и принятие решений о возможности принятия граждан на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, либо отказа в принятии на учет;
  • принятие решений о снятии граждан с учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий;
  • принятие решений о предоставлении гражданам освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах;
  • принятие решений о даче согласия на обмен жилыми помещениями, занимаемыми гражданами по договорам социального найма;
  • рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • рассмотрение обращений и жалоб граждан по вопросам, связанным с оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
  • рассмотрение других вопросов, связанных с ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
  • принятие решений о возможности предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга гражданам по договорам найма, за исключением жилых помещений в многоквартирных домах, построенных (реконструированных) в соответствии с утвержденным Правительством Санкт-Петербурга пообъектным распределением видов работ по отрасли «жилищное строительство», финансируемых в рамках Адресной инвестиционной программы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга, жилых помещений, переданных в государственную собственность Санкт-Петербурга инвесторами по инвестиционным договорам.

Решение Комиссии является рекомендательным для принятия правового акта администрацией района Санкт-Петербурга.

Однако жилищный орган (жилищная комиссия) и ее председатель не принимают окончательных решений по спорным жилищным вопросам.

Жилищная комиссия, рассмотрев жалобу, обязана подготовить рекомендации по ее разрешению на решение руководителя органа местного самоуправления или иного должностного лица.

Также к административно-правовому способу защиты жилищных прав относится прокурорский надзор.

Среди основных направлений деятельности прокуратуры за соблюдением законов в сфере административно-правовой защиты права на жилье выделяется1Лепех Ю. С. Прокурорский надзор как административно-правовой способ защиты права на жилье // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7.:

  • надзор за исполнением законов о порядке рассмотрения обращений граждан по вопросам жилищных прав;
  • надзор за исполнением законов о жилищных правах социальных групп, нуждающихся в государственной помощи и социальной защите (например, несовершеннолетних; безнадзорных, лиц, проживающих в общежитиях или не имеющих постоянного места жительства, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере защиты права на жилье реализуется в двух формах:

  1. работа прокурора с обращениями граждан о нарушении органами государственной власти их права на жилье;
  2. инициативная проверка прокурором соблюдения законодательства о защите права на жилье.

Кроме органов прокуратуры, проверять выполнение нормативно-правовых актов, в том числе в области жилищных прав, имеют полномочия множество других государственных органов (например, государственная жилищная инспекция, осуществляющая контроль за использованием жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями).

Примером защиты нарушенных жилищных прав в административном порядке является предусмотренное ст. 23.55 КоАП РФ рассмотрение органами государственной жилищной инспекции дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями), ст. 7.

22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений) и ст. 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами) КоАП.

Рассматривать такие дела от имени органов государственной жилищной инспекции наделены полномочиями: а) главный государственный жилищный инспектор РФ, его заместители; б) государственные жилищные инспекторы РФ; в) руководители государственных жилищных инспекций субъектов РФ, их заместители.

Жилищные споры — это споры, вытекающие из норм жилищного законодательства. Данная категория дел не входит в категорию, которая имела бы тенденцию к сокращению.

В регулировании жилищных отношений и разрешении жилищных споров важное значение имеет Жилищный кодекс Российской Федерации, хотя аналогичной нормы по сравнению с ЖК РСФСР (ст. 156 «Порядок разрешения жилищных споров») он не содержит.

Порядок разрешения жилищных споров можно уяснить путем анализа ст. 11 ЖК РФ, а также норм Гражданско-процессуального кодекса РФ, норм Арбитражно-процессуального кодекса РФ и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, жилищные споры могут быть разрешены путем судебного или административного производства.

Решение государственного органа или органа местного самоуправления, принятое в порядке административной защиты жилищных прав, может быть обжаловано в соответствующий суд.

Источник: https://isfic.info/SPBU/konf05.htm

Способы защиты жилищных прав

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется

Защита жилищных прав, согласно ст. 11 ЖК РФ, может осуществляться в судебном или административном порядке. Кроме этого, возможна самозащита жилищных прав в установленных законом пределах.

Защита нарушенных жилищных прав в судебном порядке осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

 Защита жилищных прав в административном порядке возможна только в предусмотренных Жилищным кодексом РФ или другими федеральными законами случаях.

Решение, которое было принято в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 1, 2 ст. 11 ЖК РФ).

1. Признание права на жилище

Необходимость в этом способе защиты возникает в случае, когда наличие у лица определенного жилищного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий.

Например, со стороны нанимателя, наймодателя, членов семьи нанимателя, собственника жилого помещения и пр.

Вследствие возникшей правовой неопределенности лицо не может воспользоваться своим субъективным жилищным правом.

Признание права на жилище в качестве способа защиты осуществляется только в судебном порядке, так как только суд может официально подтвердить наличие или отсутствие улица спорного жилищного права.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Данный способ защиты жилищных прав применяется при совершении противоправных действий против обладателя жилищного права и имеет целью устранить последствия правонарушения или же само правонарушение, носящее длящийся характер. В качестве примеров указанного способа защиты жилищных прав можно привести следующие:

  • выселение в судебном порядке нанимателя по требованию собственника жилого помещения в случае, если он после предупреждения собственника жилого помещения продолжает нарушать права и законные интересы соседей, использовать жилое помещение не по назначению или без уважительных причин, не проводит необходимый ремонт в целях устранения допущенного им разрушения жилого помещения (ч. 2 ст. 35 ЖК РФ);
  • выселение поднанимателя и вселенных совместно с ним граждан в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения или расторжения договора поднайма и отказа поднанимателя освободить жилое помещение (ч. 5 ст. 79 ЖК). 

3. Неприменение судом нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего Жилищному кодексу РФ или принятым в соответствии с ним федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Основой для закрепления в ЖК РФ указанного способа защиты жилищных прав являются положения ст. 120 Конституции РФ, предусматривающие обязанность суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие закону нормативно-правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, принимать решение в соответствии с законом.

Данный способ защиты жилищных прав означает, что суд общей юрисдикции, установив при разрешении конкретного жилищного спора факт несоответствия нормативного правового акта, регулирующего спорные жилищные правоотношения, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую сил, применяет нормы нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.

Речь идет, таким образом, о проверке законности нормативного правового акта в рамках разрешения судом конкретного жилищного спор. Такая проверка не может повлечь за собой утрату данным актом юридической силы.

При этом в мотивировочной части решения суда обосновывается, что тот или иной нормативный правовой акт не подлежит применению к конкретному случаю.

В резолютивной же части судебного решения формулируется только ответ суда на заявленные исковые требования без указания на признание судом нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

4. Признание судом полностью или частично не действующими нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих Жилищному кодексу РФ или принятым в соответствии с ним федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Данный способ защиты жилищных прав означает, что гражданин, считающий свои жилищные права нарушенными принятым нормативным правовым актом государственного органа либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим Жилищному кодексу РФ либо федеральному закону, принятому в соответствии с Жилищным кодексом РФ, либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую, чем оспариваемый нормативный правовой акт, юридическую силу. Другими словами, речь идет об оспаривании нормативного правового акта, регулирующего те или иные виды жилищных отношений.

Дела по жалобам граждан на нормативные правовые акты, принимаемые РФ и субъектами РФ (ст. 125 Конституции РФ), подведомственны судам.

Вопрос о законности нормативных актов является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции, в частности, дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных министерств, касающихся прав и свобод граждан.

5. Прекращение или изменение жилищного правоотношения.

Прекращение или изменение жилищного правоотношения как способ защиты жилищных прав допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Основанием для прекращения или изменения жилищного правоотношения является, как правило, решение суда, а в отдельных допускаемых законом случаях – соглашение сторон.

6. Иные способы, предусмотренные ЖК РФ или другими федеральными законами.

Например, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан не соответствующим закону и отменен решением суда с последующим восстановлением нарушенных прав участников жилищных отношений.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ заинтересованными гражданами могут быть поданы в суд жалобы на решения, действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Защита нарушенных жилищных прав может осуществляться и в административном порядке. Например, в статье 23.

55 КоАП РФ предусматривается рассмотрение органами государственной жилищной инспекции дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 КоАП РФ «Нарушение правил пользования жилыми помещениями», ст. 7.

22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений» и ст. 7.23 КоАП РФ «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами».

Такие дела от имени органов государственной жилищной инспекции рассматриваются:

  • главным государственным жилищным инспектором РФ, его заместителями;
  • государственными жилищными инспекторами РФ;
  • руководителями государственных жилищных инспекций субъектов РФ, их заместителями в соответствии с полномочиями соответствующих должностных лиц.

Самозащита прав – это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к соответствующим компетентным органам.

В качестве самозащиты жилищных прав могут выступать, например, предпринимаемые гражданами меры для обеспечения неприкосновенности жилища, отказ от продления договора с недобросовестным нанимателем или досрочное расторжение с ним договора найма жилья в одностороннем порядке и пр.

Источник: https://www.zaconoved.com/sposoby-zashchity-zhilishchnyh-prav/

Защита жилищных прав

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищные споры » Защита жилищных прав

Для малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, его обязаны предоставлять либо бесплатно, либо за доступную плату из различных фондов согласно с законодательными нормами.

В соответствии с Конституцией РФ у каждого есть неприкосновенное право на жилье, и его никто не может быть лишен произвольно (ст. 25, 40). Эти конституционные принципы закрепляет и ст. 3 Жилищного кодекса РФ. В данной статье рассматривается правовое регулирование и осуществление, формы, меры и особенности защиты жилищных прав.

Органы защиты жилищных прав граждан

В ч. 2 ст. 40 Конституции РФ определено, что государственные органы и органы местного самоуправления принимают меры поощрения жилищного строительства, способствуют созданию условий для реализации прав на жилье.

Для малоимущих граждан и прочих категорий населения, предусмотренных законом как нуждающиеся в жилье, его обязаны предоставлять либо бесплатно, либо за доступную плату из различных фондов согласно с законодательными нормами (ч. 3 ст.

40 Конституции РФ).

Действия (или бездействие) компетентных органов и чиновников можно обжаловать в судебном порядке. Если жилищное право гражданина нарушено действиями или решениями органов госвласти или местного самоуправления, он вправе обратиться в суд. Незаконный нормативно-правовой акт, нарушающий жилищное право лица, можно признать недействующим целиком или частично, обратившись в суд.

Защита жилищных прав осуществляется с применением административного порядка. Он подразумевает обращение с жалобой или заявлением в компетентный орган или к вышестоящему должностному лицу в отношении субъекта, нарушившего право.

Этот порядок должен быть прямо предусмотрен в законодательстве (правовое основание обычно указано в ЖК РФ или другом федеральном законе).

При несогласии с результатами административной процедуры, гражданин имеет право подать в суд (судебная процедура происходит согласно нормам гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ).

 Прокуратура также вносит весомый вклад в правовое регулирование защиты прав в жилищной сфере.

Судебная защита нарушенных жилищных прав: правовое поле и реализация

Нарушенные жилищные права – компетенция судов согласно правил подсудности и подведомственности дел, предусмотренных нормами процессуального права. Административная защита прав в жилищной сфере реализуется лишь в случаях, которые установлены ЖК РФ или федеральными законами.

Защита жилищных прав в суде может осуществляется как:

  • восстановление существовавшего положения и пресечения нарушающих его действий;
  • признание жилищного права;
  • признание недействующим частично или целиком нормативно-правового акта органа власти или местного самоуправления, который нарушает право гражданина на жилье и противоречит ЖК РФ или другому нормативно-правовому акту, обладающему большей юридической силой;
  • неприменение нормативно-правового акта органа государственной власти или местного самоуправления, противоречащего ЖК РФ или другому акту;
  • прекращение или изменение жилищных правоотношений;
  • защита нарушенных жилищных прав осуществляется другими методами, регламентируемыми ЖК РФ и другими актами жилищного законодательства.

Теперь рассмотрим методы защиты прав в жилищной сфере более подробно.

Формы и методы защиты жилищных прав

Жилищные права граждан, помимо вышеуказанных форм защиты, имеют другие формы:

  • нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных прав (гл. 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);
  • защита жилищных прав органами управления жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья, домоуправлениями.

Стоит отметить, что защита прав в области жилья осуществляется не только судами общей юрисдикции, но и арбитражем. Кроме того, жилищные споры, которые вытекают из жилищных правоотношений, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (согласно закону «О третейских судах в Российской Федерации»).

Защита жилищных прав осуществляется и Конституционным Судом РФ (ст. 125 Конституции РФ) или уставными судами субъектов РФ. В их компетенцию входит проверка соответствия спорных нормативно-правовых актов вышестоящим нормативно-правовым актам.

Кроме того, в сфере отношений в области жилья соответствующие органы обладают весьма обширными полномочиями (ст. 14 ЖК РФ). Среди них можно отметить:

  • учет муниципального жилищного фонда;
  • регулирование размеров дохода и стоимости имущества для признания лиц малоимущими в целях предоставления им жилья из муниципального фонда;
  • ведение учета лиц, нуждающихся в жилье;
  • установление порядка предоставления жилья из специализированного фонда;
  • принятие решений про перевод жилого фонда в нежилой и наоборот;
  • согласование перепланировки жилья;
  • признание муниципального жилья непригодным к проживанию;
  • осуществление контроля по использованию и сохранению муниципального жилья и пр.

Гарантии жилищных прав граждан

Согласно международным договорам РФ каждый гражданин имеет право обращения в международный суд, в случае исчерпания таких методов как внутригосударственные конституционные средства правозащиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). К примеру, Европейский суд по правам человека.

Как уже упоминалось, жилищные права граждан могут быть защищены в административном порядке. В этом случае защита жилищных прав граждан осуществляется путем подачи лицом заявления (или жалобы) в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу). Однако это касается исключительных случаев, которые специально устанавливаются федеральным законодательством.

Не стоит забывать, что реализация результатов процедуры административной защиты – принятые по итогам административного обжалования решения, – можно также оспаривать в судебной инстанции.

Перечисленные способы по защите прав в области жилья – это не предел. Дело в том, что конституционные гарантии жилищных прав граждан позволяют им пользоваться и другими методами. Так, ЖК РФ и прочие федеральные законы, в частности ГК РФ могут устанавливать и другие меры по защите прав людей касательно жилья и регулирование жилищных правоотношений.

К примеру, ст. 14 ГК РФ предусматривает самозащиту прав граждан, к которым можно отнести в том числе и права жилищные. Меры самозащиты применяются для того, чтобы оградить неприкосновенность жилья. Однако самозащита обязана проводиться в правомерных рамках. То есть она должна отвечать 3-м условиям:

во-первых, гражданин, который защищает свои права, обязан являться бесспорным обладателем жилища;

во-вторых, метод самозащиты обязан быть соразмерен правонарушению;

в-третьих, самозащита не должна выходить за рамки деятельности, которая необходима для ее применения.

Ч. 4 ст.3 ЖК РФ устанавливает, что никого нельзя выселить из жилища или ограничить в правах пользования, кроме как на основании и в порядке, установленном ЖК РФ и прочими федеральными законами. Пожалуй, это самый фундаментальный и сакральный принцип жилищного законодательства, направленный на защиту прав населения в области жилья.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnoe-pravo/zashhita-zhilishhnyh-prav.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.