Заявление на неявку в суд

Рассмотрение дела в отсутствии ответчика: образец ходатайства и уважительные причины | Юридические Советы

Последнее обновление: 20.04.2020

В рассмотрении гражданских дел обычно участвуют не менее двух сторон – ответчик и истец, нередко привлекаются и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования или не заявляющие их. Исключение составляют некоторые категории дел, по которым заявитель обращается в суд с целью установить определенный юридический факт – наличие родства, принятие и вступление в наследство и т.д.

По общим правилам, на слушание вызываются обе стороны по делу. Последствия неоднократной неявки в суд истца заключаются в том, что на основании ст.

222 ГПК РФ судья вправе оставить заявление без рассмотрения, поскольку такое поведение инициатора разбирательства расценивается как потеря его интереса к предмету спора.

Если же не явился ответчик, суд вправе рассмотреть дело по существу. В каких случаях заседание продолжится без него – об этом в нашей статье.

Обязательность надлежащего извещения

Перед началом судебного заседания секретарь проверяет явку вызванных в суд сторон и причины их отсутствия, докладывает председательствующему собранную информацию, в том числе и сведения о надлежащем извещении.

В соответствии со ст.113 ГПК РФ, надлежащим извешением стороны является вызов заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки.

Что понимается под иными средствами связи? К примеру, смс-сообщения, если было письменное согласие стороны на именно такой способ оповещения.

Допускается вручение извещения представителю стороны, участвующему в деле на основании доверенности.

Аналогичные правила содержатся в АПК РФ и КАС РФ. Так, в соответствии со ст.

123 АПК РФ, надлежащим извещением гражданина по считается вручение ему лично или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с этим гражданином, под расписку на подлежащем возврату в арбитражный суд уведомлении о вручении или ином документе с указанием даты и времени вручения.

К примеру, если физическому лицу-ответчику по арбитражному делу вручат определение о назначении дела к слушанию, и на копии такого определения он поставит подпись и дату, это является надлежащим извещением о дне заседания.

Согласно ст. 96 КАС РФ, административный ответчик, как и другие участники, извещаются, в первую очередь, заказным письмом с уведомлением. Кроме того, извещение может быть направлено и по электронной почте, если есть письменное согласие на использование такого способа связи.

Надлежащим извещением считается, если адресат отказался от получения письма, равно как и игнорирование необходимости его получения на почтовом отделении. Когда место жительства неизвестно, извещение происходит по последнему известному адресу.

Кстати, извещение о предстоящем процессе может быть размещено и посредством опубликования онлайн-информации на официальном сайте суда в интернете. Верховный Суд РФ разъяснил в Постановлении Пленума от 26.12.2017 №57, что это является надлежащим извещением сторон, если им уже известно о начавшемся процессе (к примеру, они ранее являлись на первое заседание).

Стороны должны быть извещены заблаговременно, с учетом времени, достаточного для своевременной явки и подготовки к разбирательству.

Секретарь, выяснив перед началом слушания сведения о явке вызванных лиц, надлежащем и заблаговременном их извещении и причинах отсутствия, докладывает об этом судье. На основании полученной информации судом решается вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела.

Рассмотрение дела в суде без участия ответчика

Последствия неявки ответчика в судебное заседание урегулированы статьей 167 ГПК РФ.

По общему правилу, неявившиеся стороны обязаны известить суд о причинах отсутствия на заседании, представить доказательства уважительности этих причин.

На практике эта обязанность далеко не всегда соблюдается. В одних случаях отсутствие предоставленных сведений – следствие неосведомленности лица о дате заседания, в других – намеренное игнорирование судебного процесса. Каких-либо санкций за непредоставление информации о причинах своей неявки законом для ответчика не предусмотрено.

Вопрос:
Продолжается ли заседание, если ответчик не явился?

Может быть четыре варианта.

1. В предыдущем разделе мы не зря остановились на вопросах о надлежащем извещении. Если суд выяснит, что ответчик не был извещен (к примеру, копия определения о назначении заседания была направлена по ошибочному адресу), дело подлежит отложению. Такое же правило действует и в арбитражном процессе, и в административном судопроизводстве.

2. Суд вправе отложить разбирательство, если признает причину неявки уважительной. К примеру, ответчик по иску о разводе предоставил судье ходатайство об отложении дела в связи с болезнью, приложив к нему медицинскую справку. Ходатайство можно направить по почте:

Мировому судье судебного участка № 000 г. Н-ска

Приженова А.П., проживающего по адресу регистрации:г. Н-ск, ул. Рябины, д. 2,тел.8988,ответчика по гражданскому делу № 111

по иску Приженовой М.Т. о расторжении брака

ХОДАТАЙСТВО

В Вашем производстве находится гражданское дело № 111 по иску Приженовой М.Т. о расторжении брака, где я являюсь ответчиком.

Источник: http://juresovet.ru/rassmotrenie-dela-pri-neyavke-otvetchika/

Как написать заявление чтобы суд рассмотрел дело без меня

Заявление на неявку в суд

Как составить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца, ответчика, третьего лица? Всегда ли есть необходимость явки по гражданскому делу? Какие уважительные причины отсутствия могут быть?

Рассмотрим все возможные варианты рассмотрения дела в отсутствие участвующих лиц. Расскажем, как правильно оформить и подать в суд заявление о рассмотрении дела без присутствия стороны. Ответим на вопрос: «может ли суд рассмотреть дело без моего присутствия?».

Скачивайте образец ходатайства для вашей ситуации и получите консультацию по вашей ситуации у наших юристов.

Рассмотрение дела в отсутствие истца, ответчика и других лиц

В гражданском процессуальном законодательстве отсутствует норма, которая обязывает вас лично присутствовать в суде, если вы являетесь участником дела. Хотя в законе и предусмотрена обязанность извещать суд о причинах неявки, никакой ответственности за отсутствие такого сообщения не предусмотрено.

Суд не может обязать лиц, участвующих в деле, явиться в суд и представить какие-то документы. Вместе с тем у суда есть обязанность извещать о времени и месте судебного разбирательства (статья 150 ГПК РФ). Поскольку отсутствует обязанность явки в суд, то и ходатайства сторон о понуждении другой стороны лично присутствовать в суде не могут быть разрешены положительно.

Вместе с тем отсутствие санкций за неявку в судебное заседание может компенсироваться другими негативными последствиями для участников гражданского процесса.

Следует отличать невозможность явки в суд по каким-то объективным причинам, имеющим уважительный характер и нежелание участвовать в судебном разбирательстве. У участников дела всегда есть возможность заявить об отложении рассмотрения дела.

В отсутствие ходатайств и заявлений с указанием причин неявки, суд, при наличии доказательств надлежащего извещения, может рассмотреть дело в отсутствие ответчика, истца и других лиц.

При этом позиция стороны по делу не будет выслушана, сторона будет лишена возможности своевременно отреагировать на пояснения оппонента и представленные им доказательства.

При вынесении негативного решения, ссылка на неявку, при отсутствии соответствующего ходатайства, апелляционной инстанцией принята не будет.

Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика

Ответчик вправе заявить ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие с указанием или без указания причин неявки. При отсутствии заявления ответчика дело будет рассмотрено в порядке заочного производства (статья 233 ГПК РФ).

Мы рекомендуем ответчикам в любом случае писать суду возражения или отзыв на исковые требования. Это позволит письменно донести свою позицию по рассматриваемому делу, которая в обязательном порядке должна быть учтена судом при вынесении судебного постановления.

Имеет смысл не подавать ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в том случае, если нет желания являться в суд, ему нужно затянуть дело и есть возможность последующей отмены заочного решения.

В остальных случаях ответчику правильным будет оформить и подать в суд свое заявление о рассмотрении дела без его присутствия. Образец ходатайства о рассмотрении в отсутствие ответчика скачивайте на сайте.

Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца

Истец также имеет право не являться в суд для рассмотрения дела по его иску. Наличие уважительных причин при этом значения не имеет. Достаточно простого нежелания лично присутствовать в судебном разбирательстве.

Для истца негативной причиной отсутствия ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие будет возможность оставления искового заявления без рассмотрения (статья 222 ГПК РФ). Это происходит при повторной неуважительной неявке истца в судебное заседание, при отсутствии ходатайства о рассмотрении дела без его присутствия.

Истец может специально не подавать заявление, поскольку в некоторых случаях может быть выгодным оставить его иск без рассмотрения (например, отсутствуют необходимые доказательства), чтобы потом, через некоторое время, возобновить дело и продолжить его рассмотрение.

Скачивайте наш образец заявления о рассмотрении в отсутствие истца.

Рассмотрение дела в отсутствие третьего лица

Третьи лица чаще остальных участников гражданского дела заявляют суду о рассмотрении дела без из присутствия. Это связано с тем, что решение прямо не определяет их права и обязанности.

Однако третьим лицам следует учитывать, что они привлекаются для участия в деле, поскольку решение суда может повлиять на их права и обязанности (статья 43 ГПК РФ).

Решение по гражданскому делу может быть использовано впоследствии, как имеющее преюдициальную силу при предъявлении исковых требований уже непосредственно к третьему лицу (например, по регрессному иску).

Мы рекомендуем третьему лицу заявить суду о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, оформив ходатайство по нашему образцу. Кроме того, третье лицо вправе представить письменный отзыв на исковое заявление, в котором может отразить свою позицию по рассматриваемому в суде вопросу.

Источник: https://itakstr.ru/kak-napisat-zayavlenie-chtoby-sud-rassmotrel-delo-bez-menya/